"Не вы ли та бабочка, Мартин?"
Артур Селдом.
Из просмотренных недавно фильмов мне запомнился лишь один. Он такой же как все, но смог зацепить моё внимание, и я решила о нём высказаться.
"Убийства в Оксфорде". 2008. Производство Испания, Великобритания и Франция. Режиссёр Алекс де ла Иглесиа. Полицейский детектив, протяжённость сеанса - 108 мин.
К просмотру меня потянули (как всегда) три составляющие - Великобритания (люблю английские фильмы), Оксфорд (нравится этот город), жанр детектива (хобби) и Джон Хёрт (великолепный английский актёр).
Что я увидела?
Английского духа (даже английского привкуса) точно не было, возможно, "виноваты" испанцы (режиссёр и сценаристы)? Оксфорд практически не показан. Жанр детектива, тем более триллера, проявлен вяло. Музыку не услышала, но озвучка голосов была хорошей, и актёры играли хорошо.
Так почему я вспоминаю об этом фильме? Потому что понравился, не смотря на все его недостатки.
Главные герои - преподаватель Оксфордского университета Артур Селдом (Джон Хёрт) и молодой американец Мартин (Элайджа Вуд), приехавший в Оксфорд к Селдому на стажировку. Их объединяют случившаяся серия убийств и размышления о том, как с помощью математических выкладок и логических вычислений обнаружить убийцу.
В глубину науки математики профессор и стажёр не лезли, предпочитали скакать по верхам, но рассуждали с таким умным видом, что казалось эти ребята и вправду что-то смыслят в математике.
Весь фильм по сути - диалоги двух главных героев о возможностях логики и математики. Селдом заполнял голову Мартина математическими терминами и историями из жизни математиков, а Мартин, у которого знания на уровне старшеклассника, согласно кивал, иногда вставляя "свои пять копеек". Их разговоры с упоминанием пифагорейских символов, чисел Фибоначчи, трактата Витгенштейна, теоремы Ферма вкупе с философскими рассуждениями звучали профессионально, а на деле были демагогией. Это было смешно.
Совсем смешно стало, когда Мартин помчался в книжный магазин, чтобы найти книгу, в которой он видел математический рисунок Космоса, он же Тетрактис. Да блиннн, какой же он математик, если даже не знает, как выглядят фигуры пифагорейских чисел!
Что дальше?
Фильм как бы детектив, потому что в нём есть убийства и их расследования. Но все убийства находятся в тени умных рассуждений и не впечатляют.
Ещё в фильме есть любовные сцены, которые по сюжету как бы вовсе не нужны, но они (видимо, по мнению режиссёра и сценаристов), украшают фильм (или продлевают экранное время).
И есть неожиданная концовка (twist)!
И ещё. Я не возражаю против того, чтобы женщины испытывали к Мартину непреодолимое влечение, но в таком случае на его роль надо было бы взять другого актёра, а не Элайджу Вуда. Не подходит он к роли героя-любовника ни по внешности, ни по фактуре, ни по обаянию, ни даже по росту. Элайджа Вуд для меня навсегда останется хоббитом Фродо из "Властелина колец"!
А вот Джон Хёрт в роли Селдома хорош, я им любовалась. Собственно, из-за него мне хотелось смотреть до конца. А ещё из-за того, что у меня не получалось выявить убийцу (обычно мне это удаётся), и хотелось узнать, сможет всё-таки математическая логика помочь полиции в поисках преступника?
Артур Селдом (Джон Хёрт). Мартин (Элайджа Вуд)
Профессор логики Артур Селдом втюхивает Мартину очередную логическую истину, на которую Мартин (в конце фильма) решительно заявляет: "Числа тоже лгут. В основе правды не математика, как я раньше верил ... она абсурдна, запутана, замутнена, случайна, беспорядочна и крайне неприятна!"
Вот в этом я с Мартином согласна! Нельзя поверить гармонию алгеброй, алгебра это расчёт, а гармония чувства. У расчётливой машины нет чувств, они есть только у человека.
Так что в итоге?
Особенность фильма в том, что, не смотря на недостатки, его хочется смотреть.
Есть в этом кино некое обаяние, под которое попадаешь с первых кадров и пребываешь в нём до конца.