Век живи, век учись ...
Будучи в ГМИИ, я зашла в зал средневековой скульптуры, а там моё внимание привлекли две жизнерадостные статуи мужчины и женщины. Их лица были так выразительны, что я остановилась перед ними и начала внимательно разглядывать. Эта парочка явно была связана между собой немой сценой. За разъяснением я обратилась к табличкам на стене. Но они не давали подробного описания, а была лишь краткая информация с указанием автора и с названием «Искуситель и дева». То есть слева стоял искуситель, справа дева.
Неизвестный мастер. 13 век. ИСКУСИТЕЛЬ и ДЕВА. Слепок. Гипс, тонированный под камень. Подлинник: 1240-е, камень. Хранится в музее монастыря Клигенталь, Базель, Швейцария.
С позиции этих лаконичных вводных я стала разглядывать скульптурные фигуры дальше.
Название не отослало меня к библейскому сюжету, ведь искусителей и в обычной жизни хватает, поэтому я сразу определила для себя, что это сцена из городской жизни. Тем более, что лица у этой парочки были очень выразительны в передаче интимных чувств, которые я никогда не видела в живописных изображениях на библейские сюжеты. На картинах "искушение" всегда показано скучно и однообразно, то есть самого искушения нет, а есть "до" и "после" - змей-искуситель традиционно обвивает яблоню, а Ева с постным лицом держит в руке яблоко, раздумывая откусить от него или бросить ...
Здесь же обе фигуры изображали сам процесс искушения. Скульптурный мужчина, - с красивой причёской, в богатой одежде, в занятной шапке-короне, - выглядел опытным искусителем. Он уже отдал девушке яблоко (пустая рука), и она яблочка уже вкусила. И даже не вкусила, а съела полностью, на это намекает протянутая пустая рука искусителя. Яблочко открыло невинной девушке глаза на то, чего она до сей поры не знала - сладкие радости от земных наслаждений. Судя по выражению блаженства на лице девушки, кудрявый парень в этом преуспел - она не только закатила глазки то ли уже от полученного наслаждения, то ли от предвкушения наслаждения, но уже начала раздеваться (или одеваться?), обнажив плечи и правую грудь.
Самое интересное то, что я воспринимала эту парочку как обычных горожан, встретившихся на свидании в уединённом месте. Вероятно, этому способствовало выражение чисто земных эмоций на их каменных лицах. «Ну, парень, ты даёшь!» - думала я, глядя на довольное лицо донжуана, а глядя на девушку, жалела её: «Эх, ты, наивная, правду говорят, что девушки любят ушами, вот и ты наслушалась сладких речей и себя уже не помнишь!»
Фрагмент скульптур.
А коварный обольститель, растревожив девушку любовным воображением, продолжал её растление, искушая «золотым тельцом». На это указывает положение его пальцев на правой руке. Так делают, когда хотят сказать о деньках - трут три пальца друг о друга. То есть, будешь, ты, девица, ещё и богатой!
Можно найти другое объяснение положению пальцев искусителя. Они сложены так, как учил католический папа Иннокентий ІІІ : «Креститься следует тремя перстами, ибо это делается с призыванием Троицы, о которой пророк говорит: “Кто держит тягу земную тремя перстами?” [Ис. XL, 12]24)
Это означает, что, осеняя искушённую девушку троеперстием, мужчина-искуситель совершает богохульство, показывая, что Бог оправдывает его поступок. Значит, этот парень-искуситель поступает не только аморально, но и не по-христиански!
Я дивилась искусству скульптора, сумевшего выразительно передать в скульптурах процесс обольщения - как искусно вытесаны из камня (из камня!) эти горожане из 13-го века!
«Да-аа, - думала я: "Люди семь столетий назад испытывали такие же чувства, как и мы, их потомки, в 21-м веке!»
Тут ко мне подошла смотрительница зала и сказала: - "Я видела, как Вы долго стояли у этих статуй, они вам понравились?».
- "О, да, очень, потрясающе смотрится эта эротическая парочка!!"
Смотрительница улыбнулась и сказала: "А вы не посмотрели на спину мужской фигуры? Нет? Посмотрите?»
А что там такое? Я тут же отправилась обратно и заметила, что статуя искусителя специально отодвинута от стены, чтобы можно было посмотреть на неё с тыла. Я посмотрела ... а там .... ба-ааа! да у него спина змеиная! Значит, это не просто сладкоречивый городской ловелас, а сам Змей-искуситель, а девушка, выходит, не просто девушка-горожанка, а сама Дева, то есть Ева! И искушение происходит не где-то в кустах городского парка, как я решила, а в райских кущах на небесах!
Спина Искусителя.
Сделалось неловко от своей недогадливости ... вот, растеклась мыслями, навообразила себе невесть что ... даже смешно стало! Вот до чего доводит скудность информации! К надписи на табличке надо было добавить всего лишь одно слово - Змей, чтобы было ясно, что это Змей-искуситель искушает райскую девушку. Тогда мои мысли потекли бы в правильном направлении.
Но ради справедливости добавлю, что я сама виновата - не взяла во внимание приписку, что подлинники этих скульптур находятся в базельском монастыре, а в монастырях , как известно, скульптуры лишь на библейские темы. То есть никаких сцен с эротическими намёками между библейскими персонажами , дабы не смущать воображение монахов и монашек непристойностями из земной жизни!
Что ж, делаю вывод из случившегося.
1. Идя в музей, надо заранее получить хоть какие знания.
2. Рассматривая экспонаты, не давать волю воображению, а оценивать лишь мастерство автора.
3. Если нет знаний, то пользоваться аудиогидом и слушать описания экспонатов специалистами.
Тогда не будет возможности попасть впросак, как это случилось со мной.