Искуситель и Дева в музее

Feb 27, 2020 14:27


Век живи, век учись ...

Будучи в  ГМИИ,  я зашла в зал средневековой скульптуры, а там моё внимание привлекли две жизнерадостные статуи мужчины и женщины. Их лица были так выразительны, что я остановилась  перед ними и начала  внимательно разглядывать. Эта парочка явно была связана между собой немой сценой. За разъяснением я обратилась к табличкам на стене.  Но  они не давали подробного описания,  а была лишь  краткая информация с указанием автора  и с названием  «Искуситель и дева». То есть слева стоял искуситель, справа дева.



Неизвестный мастер. 13 век. ИСКУСИТЕЛЬ и ДЕВА. Слепок. Гипс, тонированный под камень. Подлинник: 1240-е, камень. Хранится в музее монастыря Клигенталь, Базель, Швейцария.

С позиции  этих лаконичных вводных я стала разглядывать скульптурные фигуры дальше.



Название не отослало меня к библейскому сюжету, ведь искусителей и в обычной жизни хватает, поэтому я сразу определила для себя, что это сцена из городской жизни. Тем более, что лица у этой парочки были очень выразительны в передаче интимных  чувств, которые я никогда не видела в живописных изображениях на библейские сюжеты. На картинах  "искушение" всегда показано скучно и однообразно, то есть самого искушения нет, а есть "до" и "после" -   змей-искуситель традиционно обвивает яблоню, а Ева с постным лицом держит в руке яблоко, раздумывая откусить от него или бросить  ...

Здесь же обе фигуры изображали сам процесс искушения. Скульптурный мужчина, - с красивой причёской, в богатой одежде, в занятной шапке-короне, - выглядел опытным искусителем. Он уже отдал девушке яблоко (пустая рука), и  она яблочка уже вкусила. И даже не вкусила, а съела полностью, на это намекает протянутая пустая рука искусителя. Яблочко открыло невинной девушке глаза  на то, чего она  до сей поры  не знала -  сладкие  радости от земных наслаждений. Судя по выражению блаженства на лице девушки, кудрявый парень в этом преуспел - она не только закатила глазки то ли уже от полученного наслаждения, то ли от предвкушения наслаждения,  но уже начала раздеваться (или одеваться?), обнажив плечи и правую грудь.

Самое интересное то, что я  воспринимала эту парочку  как обычных горожан, встретившихся на свидании в уединённом месте. Вероятно, этому способствовало  выражение  чисто земных эмоций на их каменных лицах. «Ну, парень, ты даёшь!» - думала я, глядя на довольное лицо донжуана, а глядя на девушку, жалела её: «Эх, ты, наивная, правду говорят, что девушки любят ушами, вот и ты наслушалась сладких речей и себя уже не помнишь!»



Фрагмент скульптур.

А коварный обольститель, растревожив девушку любовным воображением, продолжал её растление, искушая «золотым тельцом». На это указывает положение его пальцев на правой руке. Так делают, когда хотят сказать о деньках - трут три пальца друг о друга. То есть, будешь, ты, девица, ещё и богатой!

Можно найти другое объяснение положению пальцев искусителя. Они сложены так, как учил католический папа Иннокентий ІІІ : «Креститься следует тремя перстами, ибо это делается с призыванием Троицы, о которой пророк говорит: “Кто держит тягу земную тремя перстами?” [Ис. XL, 12]24)

Это означает, что, осеняя искушённую девушку троеперстием,  мужчина-искуситель совершает богохульство, показывая, что  Бог оправдывает его поступок.  Значит,  этот парень-искуситель поступает не только аморально, но и не по-христиански!

Я  дивилась искусству скульптора, сумевшего выразительно передать в скульптурах процесс обольщения - как искусно вытесаны из камня  (из камня!) эти горожане из 13-го века!

«Да-аа, - думала я: "Люди семь столетий назад испытывали такие же чувства, как и мы, их потомки, в 21-м веке!»

Тут ко мне подошла смотрительница зала и сказала: - "Я видела, как Вы долго стояли у этих статуй, они вам понравились?».

- "О, да, очень, потрясающе смотрится эта  эротическая парочка!!"

Смотрительница улыбнулась и сказала: "А вы не посмотрели на спину мужской фигуры? Нет? Посмотрите?»

А что там такое?  Я тут же отправилась обратно и заметила, что статуя  искусителя специально отодвинута от стены, чтобы можно было посмотреть на неё с тыла. Я посмотрела ... а там .... ба-ааа! да у него спина змеиная!  Значит,  это не просто сладкоречивый городской ловелас, а сам Змей-искуситель, а девушка, выходит,  не просто девушка-горожанка, а сама Дева, то есть Ева! И искушение происходит не где-то в кустах городского парка,  как я решила, а в райских кущах на небесах!



Спина Искусителя.

Сделалось неловко от своей недогадливости ... вот,  растеклась мыслями, навообразила себе невесть что  ...  даже смешно стало!  Вот до чего доводит скудность информации! К надписи на табличке надо было  добавить всего лишь одно слово - Змей, чтобы было ясно, что это  Змей-искуситель искушает райскую девушку. Тогда мои мысли потекли бы в правильном направлении.

Но ради справедливости добавлю, что я сама виновата - не взяла во внимание приписку, что подлинники этих скульптур находятся в базельском монастыре, а в монастырях , как известно,  скульптуры лишь на библейские темы. То есть никаких  сцен с эротическими намёками между библейскими персонажами , дабы не смущать воображение монахов и монашек непристойностями из земной жизни!

Что ж, делаю вывод из случившегося.

1. Идя в музей, надо заранее получить хоть какие знания.

2. Рассматривая экспонаты, не давать волю воображению, а оценивать лишь мастерство автора.

3. Если нет знаний, то пользоваться аудиогидом и слушать описания экспонатов специалистами.

Тогда не будет возможности  попасть впросак, как это случилось со мной.

скульптуры, мысли вслух, музеи москвы, мои фото, искусство

Previous post Next post
Up