Молитва "Отче наш" в вопросах и ответах

Jan 16, 2020 22:14

Отче наш - молитва в христианстве. Эту молитву называют Господней, потому что Сам Христос дал ее апостолам в ответ на их просьбу: "научи нас молиться", то есть автором молитвы "Отче наш" является не человек, а Сам Бог.
Сегодня эту молитву христиане произносят каждый день в утреннем и вечернем правилах, в храмах во время Литургии все прихожане поют ее вслух.

Языком Иисуса Христа, которым он пользовался в общении с евреями, был галилейский диалект иудео-арамейского языка, но на языке оригинала молитва Господня не сохранилась.
Все самые древние тексты молитвы "Отче наш", которые известны в настоящее время из рукописей, - это тексты на древнегреческом диалекте койне́ (греч. общий диалект) - распространённая форма греческого языка, возникшая в постклассическую античную эпоху.

Отче наш, Иже еси на небесе́х!
Да святится имя Твое, да прии́дет Царствие Твое,
да будет воля Твоя, яко на небеси́ и на земли́.
Хлеб наш насущный да́ждь нам дне́сь;
и оста́ви нам до́лги наша, якоже и мы оставляем должнико́м нашим;
и не введи нас во искушение, но изба́ви нас от лукаваго.
Яко Твое есть Царство и сила, и слава,
Отца, и Сына, и Святаго Духа,
ныне и присно, и во веки веков.
Аминь.
Мф.6:9-13 и Лк.11:2-4.



Васнецов Виктор Михайлович. Сын Божий - Слово божье. 1885-96. Холст, масло. Третьяковская галерея.

"Отче наш, иже еси на Небесех"

Святитель Кирилл Александрийский: "Позволить людям называть Бога Отцом может только сам Бог. Он даровал это право людям, сделав их сынами Божьми. И несмотря на то, что они удалились от Него и были в крайней злобе против Него, Он даровал забвение оскорблений и причастие благодати".

Почему "Отче наш", а не "мой"?

Святитель Иоанн Златоуст: "…Он не говорит: Отче мой, Иже еси на Небесех“, но - Отче наш, и тем самым повелевает возносить молитвы за весь род человеческий и никогда не иметь в виду собственных выгод, но всегда стараться о выгодах ближнего. А таким образом и вражду уничтожает, и гордость низлагает, и зависть истребляет, и вводит любовь - мать всего доброго; уничтожает неравенство дел человеческих и показывает полное равночестие между царем и бедным, так как в делах высочайших и необходимейших мы все имеем равное участие".

Почему "на Небесах", если Церковь учит, что Бог - вездесущ?

Святитель Иоанн Златоуст: "Когда же говорит на Небесех“, то этим словом не заключает Бога на небе, но отвлекает молящегося от земли".

"Да святится имя Твое".

Святитель Иоанн Златоуст: "Да святится значит да прославится. Бог имеет собственную славу, исполненную всякого величия и никогда не изменяемую. Но Спаситель повелевает молящемуся просить, чтобы Бог славился и нашею жизнью. Об этом Он и прежде сказал: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф 5:16). … Сподоби нас, - как бы так учит нас молиться Спаситель, - так чисто жить, чтобы чрез нас все Тебя славили".

"Да приидет царствие Твое".

Святитель Феофан Затворник: "Царствие это есть - будущее царствие небесное, которое откроется после конца миpa и страшного суда Божиего. Но чтоб искренно желать пришествия этого царствия, надо быть уверенным, что мы будем удостоены его вместе с теми, кому будет сказано: приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения миpa (Mф 25:34). Достойным же этого бывает тот, в ком при этой еще жизни пресечено царство греха, страстей и диавола. Пресечение этого царства совершается действием благодати по вере в Господа Спасителя. Уверовавший предает себя Господу, обещая Ему жить свято и непорочно".

"Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли".

Блаженный Августин: "Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Служат Тебе Ангелы на небеси, да служим Тебе и мы на земле. Не оскорбляют Тебя Ангелы на небеси, да не оскорбляем Тебя и мы на земле. Как они творят волю Твою; так да творим и мы. - И здесь о чем молимся, как не о том, чтоб быть нам добрыми? Ибо воля Божия тогда бывает в нас, когда мы творим ее; а это и значит быть добрыми".

"Хлеб наш насущный даждь нам днесь".

Святитель Симеон Солунский: "Хотя мы просим и о небесном, но мы смертны и, как люди, просим для поддержания нашего существа еще и хлеба, зная, что и он - от Тебя. Прося только хлеба, мы не просим излишнего, но лишь необходимого для нас на настоящий день, так как мы научены не заботиться и о завтрашнем дне, потому что Ты печешься о нас и в настоящий день, будешь пещись и завтра, и всегда.

Но и другой хлеб наш насущный даждь нам днесь - хлеб живой, небесный, всесвятое тело живого Слова. Это - хлеб насущный: потому что он укрепляет и освящает душу и тело, и не ядый его не имать живота в себе, а ядый его жив будет во век (Ин 6:51-54)".

"И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим".

Святитель Иоанн Златоуст: "Это отпущение первоначально зависит от нас, и в нашей власти состоит суд, о нас произносимый. Чтобы никто из неразумных, будучи осуждаем за великое или малое преступление, не имел оснований жаловаться на суд, Спаситель тебя, самого виновного, делает судиею над самим собою и как бы так говорит: какой ты сам произнесешь суд о себе, Такой же суд и Я произнесу о тебе; если простишь своему собрату, то и от Меня получишь то же благодеяние".

"И не введи нас во искушение ..."

Святитель Тихон Задонский: "Этим словом: "не введи нас во искушение", - молим Бога, чтобы Он сохранил нас Своею благодатью от искушения мира, плоти и дьявола. А хотя и впадем в искушения, о том просим, чтобы не попустил нам быть ими побежденными, но помогал бы их одолеть и победить. Из этого видно, что без Божией помощи мы бессильны и немощны. Если бы мы сами могли противиться искушению, не было бы повелено нам просить в этом помощи. Этим научаемся, как только почувствуем находящее на нас искушение, тотчас Богу молиться и просить у Него помощи. Учимся из этого на себя и свою силу не надеяться, но на Бога".

" ... но избави нас от лукавого".

Святитель Иоанн Златоуст: "Лукавым здесь называет Христос дьявола, повелевая нам вести против него непримиримую брань, и показывая, что он таков не по природе. Зло зависит не от природы, но от свободы. А что преимущественно дьявол называется лукавым, то это по чрезвычайному множеству зла, в нем находящегося, и потому, что он, не будучи ничем обижен от нас, ведет против нас непримиримую брань. Потому Спаситель и не сказал: гизбави нас“ от лукавых, но: от глукавого“, и тем самым научает нас никогда не гневаться на ближних за те оскорбления, какие мы иногда терпим от них, но всю вражду свою обращать против дьявола, как виновника всех зол".

русская живопись, святое слово, отче наш, молитвы, ликбез

Previous post Next post
Up