В Третьяковской галерее (Лаврушинский пер.) работ Поленова порядка 30-ти, а может больше, они часто путешествуют по выставкам, но те, которые в постоянной экспозиции, мне хорошо знакомы, поэтому я пошла на выставку Поленова (Новая Третьяковка на Крымском валу) посмотреть на картины из музеев других городов , но больше всего мне хотелось как следует рассмотреть картину Поленова "Воскрешение дочери Иаира". В Петербурге она хранится в художественном музее Российской Академии художеств, а я там ещё не была, поэтому картину видела лишь в репродукциях.
На выставке Репина была представлена картина на аналогичную тему, я её хорошо рассмотрела и запомнила, и теперь мне надо было увидеть подобную картину Поленова.
Воскрешение дочери Иаира относится к одному из чудес, совершённых Иисусом Христом. Об этом событии повествуют три евангелиста (Лука, Матфей и Марк), особенно подробно оно описано у Марка (10 стихов). Вкратце история звучит так: подошёл к Иисусу начальник синагоги Иаир и слёзно умолял Его пойти с ним и помочь его дочке (12-ти лет), которая уже при смерти. Иисус сказал ему: "Не бойся, только веруй и спасена будет!" (Луки 8:50; ср. Марк. 5:36).
И пошёл в дом Иаира, взяв с собой Петра, Иакова и Иоанна (своих любимых учеников).
Поленов В.Д. Воскрешение дочери Иаира. 1871. Холст, масло. 175х272 см. Научно-исследовательский музей при Российской Академии художеств.
Иисус взял руку девочки, простёр над ней другую и сказал: "Талифа - куми" (в переводе: "Девица, тебе говорю, встань!" (Марк. 5:41; ср. Матф. 9:25 и Луки 8:54), и девочка тотчас воскресла.
"И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть. И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем" (Лк. 8:55-56).
Василий Поленов и Илья Репин, заканчивая обучение в Академии Художеств, получили одинаковое задание к выпускному экзамену - написать полотно на тему воскрешения дочери Иаира. Поленов сразу начал писать картину. Ему нравилось описание этого чуда в Евангелиях, нравилось само чудо, и раздумий у него не было - в результате родилось полотно, на котором торжествует Чудо: девочка открыла глаза и вернулась к жизни. О радости воскрешения говорят многие детали картины: красное одеяние Иисуса (цвет крови, цвет жизни), красное платье матери, её порывистое движение к дочке, жесты и позы присутствующих: "Осанна, Господи!"
Репин же проводил время в раздумьях, он делал наброски, прикидывал и так и эдак, но ничто его не удовлетворяло. А время сдачи работы поджимало. И тут Илья Ефимович вспомнил, как умерла его сестрёнка, вспомнил, какое горе переживала вся семья, и как всё вокруг казалось безжизненным и лишённым смысла. Он вглядывался в лицо сестры и очень надеялся, что она оживёт, и эта страшная безнадёжность исчезнет.
Художник изобразил в картине Надежду. Иисус коснулся руки девочки, она ещё на пороге смерти, но через мгновенье откроет глаза и станет жить. Чуда ещё нет, но оно вот-вот свершится, и жизнь восторжествует!
" ... момент, предшествующий совершению чуда, с таким потрясающим мастерством, что зритель почти видит, как у него на глазах начинает оживать замершее тело. Грудь девочки, кажется, приподнялась для первого глубокого вздоха ..."
Картину Репин написал быстро. Её, ещё не совсем просохшую, доставили в Академию для просмотра и оценки и поставили рядом с картиной Поленова. (Там же были представлены картины на эту тему конкурсантов Зеленского, Макарова и Урлауба, но о них в следующий раз).
Комиссия из академиков долго разглядывала обе картины и постановили, что обе прошли испытание, оба художника достойны Большой золотой медали, но первым было названо имя Репина, его картина понравилась больше.
И мне тоже.
Картина Поленова на выставке Поленова.