Эркюль Пуаро по воле Агаты Кристи умер 6 августа 1975 года в романе "Занавес". По случайному совпадению в этот день я посмотрела новый мини-сериал из 3-х серий "Убийства по алфавиту" (2018). Роман уже был дважды экранизирован - в 1965 году роль Пуаро сыграл Тони Рэндел, а в 1992-м - Дэвид Суше. В экранизации 2018 года в роли Эркюля Пуаро выступил Джон Малкович.
Сериал стоило посмотреть по двум причинам: Агата Кристи ещё в 1936 году подарила лихо закрученный сюжет, а харизматичный Джон Малкович обещал исполнение роли Пуаро не хуже, чем у Дэвида Суше. У Малковича блистательно получались роли преступников, но мне было интересно увидеть его в роли сыщика с гениальными "серыми клеточками".
К режиссёру сериала Алексу Габасси у меня претензий нет, а вот сценаристка Сара Фелпс "исправила" авторскую биографию Пуаро, внеся в неё собственные небылицы. Агата Кристи писала в мемуарах, что когда она "придумывала главного героя для нового детективного романа, то вспомнила о жителях Бельгии, бежавших в Торки от Первой мировой войны". В числе беженцев был бывший полицейский Эркюль Пуаро.
Сара Фелпс сделала из Пуаро пастора, который не смог спасти от фашистов прихожан, и чувство вины о погибших терзает его на протяжении всех трёх серий. Найдя убежище в Англии, Пуаро скрыл, что он священнослужитель, и назвался бывшим бельгийским полицейским, введя в заблуждение друзей, знакомых и полицейские власти. Обман открылся, и инспектора Джеппа отправили на пенсию, поставив ему в вину, что он сотрудничал с Пуаро.
Джон Малкович, звезда мировой величины, играет престарелого Эркюля Пуаро с седыми усами и бородкой, тихо и скромно живущего в своей лондонской квартире. У него нет сыскного агентства, нет секретарши мисс Лемон и нет верного капитана Гастингса. Он одинок и никому не нужен, а в Скотланд-Ярде с ним не хотят иметь дела. Вот такие новшества. Далее сюжет развивается по классической схеме.
Я ни разу не сравнивала Джона Малковича с Дэвидом Суше - это несравнимо. Суше в роли Пуаро - это монумент, который трудно сдвинуть с пьедестала, но Малкович к этому и не стремился. Он играл строго по выдуманному сценарию: вспоминал лицо солдата в слезах, горящих в церкви прихожан, вагон с беженцами ... К сюжету серий это никак не относилось, но так как куски воспоминаний перемежались с реальностью на протяжении всех серий, то, видимо, создатели сериала желали показать нового Пуаро не "мерзким, напыщенным, утомительным, эгоцентричным, малоподвижным" (характеристика Агаты Кристи), а человеком с тонкой душевной организацией, в прошлом приближенным к Богу.
Потрясения войны наложили отпечаток на характер Пуаро, сделав его нерешительным и мягким человеком, в первой серии он даже вызывает чувство жалости и неодобрения. Позже в связи с последующими убийствами с ним начинают считаться (по причине необходимости), но это выглядело натужно и неубедительно.
Честно говоря, я ожидала, что Джон Малкович покажет интересного Эркюля Пуаро, но ожидания не сбылись. Заданные рамки надуманного сценария (война, беженцы, религия) не давали актёру показать себя в полном блеске, и это не его вина.
В фильме нет захватывающего действия, нет острых моментов, нет интриги и глубокомысленности, из-за чего само детективное расследование кажется скучным, а раскрытие преступления случайным.
В сериале много ненужных (даже мерзких) подробностей, что минусует моё впечатление. К тому же голос для озвучки Пуаро подобран странный, с гейскими протяжными интонациями, которые ещё можно применить к психически травмированному Пуаро, но для мужественной внешности актёра Малковича совсем не годились.
Понравилась атмосфера Лондона и провинций 1930-х годов, всё как в "старой доброй Англии": поезда, станции, улицы, здания, жилые помещения, одежда, автомобили ... это несомненный плюс сериалу.
Ещё один плюс - известные актёры. Помимо Джона Малковича в сериале участвуют Эндрю Бакан (злодей-убийца), Руперт Гринт (старший инспектор), Имон Фэррен (продавец чулок), Майкл Шэйффер (сержант Скотланд-Ярда). Если бы не они, сериал стал бы совсем скучным, не смотря на громкие имена Пуаро и Агаты Кристи.
Джон Малкович в роли Эркюля Пуаро. Кадр из сериала.
Итог просмотра и впечатления.
Поначалу новый образ Пуаро в исполнении Джона Малковича вызывает неприятие. Возникает невольное сравнивание с блистательно сыгранной ролью Дэвида Суше. Также поначалу не нравится, что авторы сериала позволили себе посягнуть на романы великой Агаты и по-своему переделали биографию сыщика. Переписывать классику на свой лад - это, мягко говоря, глупо. Но в данном случае у авторов сериала была другая задача - они захотели показать зрителям не эгоцентричного и самовлюблённого сыщика, а человека, психически надломленного и разуверившегося в Боге. В этом случае игра Малковича на высоте.
Понятно, что сравнивание образов душевно травмированного героя Малковича и блистательного живчика Пуаро-Суше, не в пользу актёра. Но если при просмотре перестать сравнивать героев, то интерпретация романа для показа образа нового Пуаре вызывает уважение.