У нас была дача в Ярославской области, от Москвы далековато, но в то время мы были рады и этому. Сразу принялись копать грядки под овощи и зелень - хотелось своего, непокупного. Копалось легко - земля была песчанная, на ней хорошо росли сосны и чубушники, но на грядки мы привозили настоящую землю и перемешивали с песком. Работа была тяжёлая и неблагодарная.
Сам песок был как золото - крупный, чистый, рассыпчатый, приятно жёлтого цвета. При копании часто находились интересные стеклянные штучки - пробки-закрывашки для флакончиков от духов. Они были разными по размерам и форме - в виде куполов, звёзд, ласточкиных хвостов, ребристых шаров и просто полусфер с углублениями ... Мы складывали находки в отдельный ящик, а потом отмывали и хвастались у кого лучше.
Эти стекляшки были красивые и бесполезные, но я их сохраняла. К тому же иногда попадались целые баночки и флакончики с разными выпуклыми отливками - на некоторых были гербы и надпись "БрокарЪ и Ко". Нашли даже один пузырёк, на котором по окружности было выдавлено "Товарищество БрокарЪ и Ко". Мы подбирали к ним пробки из ящика, и к отдельным флакончикам они идеально подходили.
Было непонятно, откуда на участке возле соснового леса появились эти изделия. Пошли в деревню к старожилам. Выяснилось, что до революции на этом месте стояла фабричка, которая на основе местного песка занималась производством стекла для парфюмерии знаменитого Генриха Брокара.
Из Энциклопедического словаря:
Брокар Генрих (Андрей) Афанасьевич, предприниматель, коллекционер. Из семьи французского парфюмера. В 1861-64 работал лаборантом на парфюмерной фабрике Гика в Москве. Изобрёл новый способ изготовления концентрированных духов, в 1863 продал его французской фирме "Рур Бертран" в Грасе. На вырученные деньги в 1864 открыл собственную мастерскую (с 1869 фабрика). В 1872 для владения ею учредил торговый дом, в 1893 - Товарищество парфюмерного производства в Москве - "Брокар и Ко".
Находились даже слитки разноцветного стекла размером в небольшой булыжник, то полосатые, то с звёздочными вкраплениями, то чистейшей "воды", как изумрудные самородки. Самые красивые и небольшие я дарила сослуживцам на работе, а себе оставляла необычные. Мои домашние надо мной подсмеивались и уговаривали бросить это "глупое" дело, но я всё равно хранила стеклянные пробки, слитки и пузырьки в хорошем состоянии.
Потом мы перестали ездить на ярославскую дачу в связи с несметными тучами летающих кровососов - комаров, слепней, оводов и перебрались на дачу поближе к Москве. Некоторые флакончики и пробки я взяла с собой на память - всё-таки историческая ценность. )))
БрокарЪ и Ко