В Музее Пушкина, который в усадьбе Хрущёвых-Селезнёвых, до 19 мая проходит выставка скульптур и живописи "Портреты Пушкина". Воспоминания современников о внешности поэта разноречивые, сам он видел себя в шаржевом образе, фотография, как искусство, в то время только зарождалась во Франции, поэтому единственными достоверными изображениями Александра Сергеевича считаются портреты работ Кипренского и Тропинина.
Есть и другие прижизненные портреты, они представлены на выставке, но, в основном, это копии основных портретов. То, что написано ПОСЛЕ жизни Пушкина, можно объединить общим названием "кто во что горазд". Главные признаки внешности А.С., которые активно используются во всех его портретах - это бакенбарды, курчавые волосы, длинный нос и толстые губы. Некоторые художники выпячивают негроидные черты лица Пушкина, хотя ярко выраженным негром Пушкин не был, если судить по тем же портретам Кипренского и Тропинина.
О портретах Александра Сергеевича на выставке я вспомнила, когда увидела в одном из залов Новой Третьяковки скульптурный портрет Пушкина работы Л.М. Баранова. Невысокий человек в сюртуке ... если бы не белый постамент, то я была бы с ним одного роста. Здорово - быть с Пушкиным наравне!
Баранов Л.М. "А.С. Пушкин". 1987. Кованая медь. Новая Третьяковка.
Я внимательно осмотрела скульптуру со всех сторон. Попробовала представить Пушкина живым, но мне это не удалось, мне активно мешали совершенно крошечные "рыбьи" глазки и гипербакенбарды.
Фу, какие бакенбарды! Вспомнилась мама Пушкина Надежда Осиповна, которая не терпела никакой растительности на мужском лице и открыто выражала своё "фи". Может, поэтому она не любила своего зятя Павлищева, который носил под подбородком бороду? И сына Александра она, возможно, не любила из-за его бакенбардов? Я тоже не люблю бакенбарды, а также бороды - окладистые (Карл Маркс) и длиннющие (Лев Толстой), а ещё не люблю бакенбарды как у Айвазовского. Так что, Надежда Осиповна, я с Вами!!!
Пушкин прямо и в профиль.
Образ Пушкина с кудрями и бакенбардами давно привычен, и к этому скульптурному портрету я бы отнеслась безоговорочно положительно, если бы не безобразные наросты на его щеках. Они меня нервировали. И увеличивали размеры головы, из-за чего Пушкин выглядел стоячей карикатурой на самого себя.
Есть в весенних лесах ранние грибы - сморчки. Грибы съедобные и вкусные, но вид у них не ахти. Их шляпки срослись с ножкой, и сморчки похожи на наросты плотных лишайников со скользкой губчатой поверхностью. Я вспомнила об этих грибах, когда присмотрелась к шевелюре и бакенбардам скульптурного Пушкина.
На пояснительной табличке написано, что статуя изготовлена из кованой меди. Насчёт фигуры (костюм) я не спорю, но как ковали кудри и бакенбарды? Не могла же медь быть вспененной до состояния строительной пены? Интересно было бы узнать о технике скульптора, но - это не принципиально. Моя претензия к автору вылилась в вопрос - зачем он так сделал?
Пушкин. Фрагмент.
У Опекушина, Аникушина и других скульпторов, изобразивших Пушкина, волосы и бакенбарды поэта нормально смотрятся, а эти ... бр-ррр. Впрочем, я догадываюсь, зачем автор изобразил такую густую растительность на человеке, которого назвал Пушкиным. Видимо, для того, чтобы никто ни на секунду не усомнился в том, что изображено "наше всё"! Бакенбарды есть - значит это Пушкин! И чем бакенбарды гуще круче, тем больше величие Поэта!
Пушкин на фоне стены. Новая Третьяковка, зал №36.
Я отошла от скульптуры подальше и окинула её взглядом ... бедный Пушкин. Вид задумчивый, как у подчинённого, которого только что отчитало начальство. Вышел из кабинета и не знает, что делать, стоит потерянный, одинокий ...
Ладно, ладно, вам, Александр Сергеевич, не переживайте, я верю, что ВЫ - Пушкин.
Но самое пушкинское у Вас - это профиль! Это хорошо и благородно.
Но зачем Вам эти ужасные бакенбарды?!