Какой вы, Михаил Юрьевич?

Feb 03, 2019 13:02


В 1837 году художник П.Е. Заболотский написал "Портрет М.Ю.Лермонтова в ментике лейб-гвардии Гусарского полка" (справа) Работа выполнена по заказу бабушки Михаила Юрьевича Е.А. Арсеньевой - низкий ей за это поклон!

Живописные портреты, хоть и объёмные, но передают внешность человека лишь в момент создания портрета, а всегда хочется узнать, как выглядел человек, изображённый карандашом или кистью, на самом деле, в частности, каков был Михаил Юрьевич Лермонтов вне портрета Заболотского.

До нашего времени дошло 15 прижизненных изображений Лермонтова, но ни один портрет, взятый отдельно, не дает точного представления о внешнем облике поэта. На картинах и рисунках Лермонтов выглядит очень симпатичным, хотя многие современники говорили, что наружность Лермонтова была некрасива: был черняв, нехорош лицом, мал ростом, был кривоногим и хромым от падения с лошади (сломал правую ногу ниже колена, нога срослась неправильно, искривилась и стала короче другой).
[Spoiler (click to open)]

Понятно, каждый художник видел в изображаемой натуре то, что открывалось именно его взору, а иногда и приукрашивал портрет, желая сделать заказчику приятное. На всех портретах Лермонтова, которые я видела, он выглядит более или менее одинаково, и я не сказала бы, что он некрасив - милое лицо, приятный овал лица, нормальный нос, выразительные глаза.

Кстати, о глазах. Одни современники Михаила Юрьевича отмечали его глаза как большие, другие как необыкновенно быстрые и маленькие, которые "сверкали мрачным огнем". Тургеневу Ивану Сергеевичу, например, глаза Лермонтова увиделись большими и неподвижными: "Задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших неподвижно-темных глаз".

Художник М. Е. Меликов, соученик Лермонтова по Благородному пансиону, вспоминал: "В детстве наружность его невольно обращала на себя внимание: приземистый, маленький ростом, с большой головой и бледным лицом, он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых до сих пор остаётся для меня загадкой. Глаза эти, с умными чёрными ресницами, делавшими их ещё глубже, производили чарующее впечатление на того, кто бывал симпатичен Лермонтову. во время вспышек гнева они бывали ужасны".

И в то же время Меликов отмечал, что поэт был "с пламенными, но грустными по выражению глазами", смотревшими "приветливо, с душевной теплотой..."

Юный Корнилий Бороздин, увидевший поэта в последний год его жизни, вспоминал: "Но зато глаза! ... я таких глаз никогда после не видал. То были скорее длинные щели, а не глаза, и щели, полные злости и ума".

Николай Мартынов, участник дуэли с Лермонтовым, также запомнил глаза поэта: "Обыкновенное выражение глаз в покое несколько томное; но как скоро он воодушевлялся какими-нибудь проказами или школьничеством, глаза эти начинали бегать с такой быстротой, что одни белки оставались на месте, зрачки же передвигались справа налево с одного на другого, и эта безостановочная работа производилась иногда по несколько минут сряду".

Мартынову вторил сослуживец Лермонтова Николай Раевский: "Взгляд у него был необыкновенный, а глаза чёрные. верите ли, если начнёт кого, хоть на пари, взглядом преследовать, - загоняет, места себе человек не найдёт".

Видимо, так оно и есть, при рассмотрении всех портретов Михаила Юрьевича (написанных разными художниками) именно глаза притягивают внимание и они, собственно, не меняются, начиная с детских изображений и кончая написанными в последний год жизни.

Помимо художественного изображения наружности Лермонтова существуют и словесные описания, которыми делились в воспоминаниях современники поэта, встречавшиеся с ним при жизни. Эти воспоминания - существенное дополнение к общему представлению о Лермонтове. Разумеется, они противоречивы и отражают с одной стороны природное лицо поэта, с другой - окрашены личным отношением к Михаилу Юрьевичу.

И негативных описаний было больше, потому что Лермонтов был неуживчивым человеком, резким, насмешливым до язвительности, с переменчивым настроением.
Ираклий Андроников, известный лермонтовед, писал: "Дело, видимо, не в портретистах, а в неуловимых чертах поэта. Они ускользали не только от кисти художников, но и от описаний мемуаристов. И если мы обратимся к воспоминаниям о Лермонтове, то сразу же обнаружим, что люди, знавшие его лично, в представлении о его внешности совершенно расходятся между собой".

Художник Моисей Меликов признавался: "Я никогда не в состоянии был бы написать портрет Лермонтова при виде неправильностей в очертании его лица и, по моему мнению, один только К.П. Брюллов совладал бы с такой задачей, так как он писал не портреты, а взгляды (по его выражению, вставить огонь глаз)."

Ниже отрывки из впечатлений о Лермонтове от его современников.

"Сколько не видел я потом его портретов, ни один не имел с ним ни малейшего сходства, все они писаны на память, и никому не удалось передать живьём его физиономии <...> Огромная голова, широкий, но невысокий лоб, выдающиеся скулы, лицо коротенькое, оканчивающееся узким подбородком, угрястое и желтоватое, нос вздёрнутый, фыркающий ноздрями, реденькие усики и волосы на голове, коротко стриженные."
/Бороздин К.А., младший современник Лермонтова/

"Лермонтов имел некрасивую фигуру: маленького роста, ноги колесом, очень плечист..."; "Вся его фигура, приземистая, кривоногая, с большой головой на сутулых, широких плечах, возбуждала ощущение неприятное; но присущую мощь тотчас сознавал всякий...".
/Висковатый П." Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество"./

"В первый раз я увидела будущего великого поэта Лермонтова. Должна признаться, он мне совсем не понравился. У него был злой и угрюмый вид, его небольшие чёрные глаза сверкали мрачным огнём, взгляд был таким же недобрым, как и улыбка. Он был мал ростом, коренаст и некрасив, но не так изысканно и очаровательно некрасив, как Пушкин, а некрасив очень грубо и несколько даже неблагородно".
/Анненкова В.И. (урождённая Бухарина), Лермонтов посвятил ей мадригал "Не чудно ль, что зовут вас Вера? .../

"Вместе с князем приехал его родственник, молодой офицер, лейб-гусар... Я его знаю лично, его зовут - Лермонтов. Умная голова. Поэт, красноречив. Нехорош собою, какое-то азиатское лицо; но южные пламенные глаза, и ловок как бес!"
- "О вкусах, конечно, не спорят, но он по крайней мере правду сказал, что похож на сатану. Точь-в точь маленький чертёнок, с двумя углями вместо глаз, чёрный курчявый и вдобавок в красной куртке".
/Н.Е Ган. Письмо к сестре/

"Он был дурён собою..." /из письма Е.П. Растопчиной к А.Дюма/.

"Студент Лермонтов, в котором тогда никто из нас не мог предвидеть будущего замечательного поэта, имел тяжёлый, несходчивый характер, держал себя совершенно отдельно от всех товарищей, за что в свою очередь и ему платили тем же.... Роста он был небольшого, сложен некрасиво, лицом смугл, тёмные волосы были приглажены к голове, тёмно-карие большие его глаза пронзительно впивались в человека. Вся фигура этого студента внушала какое-то безотчётное к себе нерасположение... Ядовитость во взгляде Лермонтова была поразительна".
/П.Ф. Вистенгоф "Из моих воспоминаний"/.

"Будучи очень некрасив собой, крайне неловок и злоязычен, он, войдя в возраст юношеский, когда страсти начинают разыгрываться, не мог нравиться женщинам, а между тем был страшно влюбчив.
/И.А Арсеньев. "Исторический вестник"/.

"... засмеявшись звонко на всю лестницу (своды которой усиливали звуки), сказал, вскинув на меня свои довольно красивые, живые, чёрные, как смоль, глаза, принадлежавшие, однако, лицу бледному, несколько скуластому, как у татар, с крохотными тоненькими усиками и с коротким носом, чуть приподнятым ..."
/Бурнашёв В.П. литератор, мемуарист/



1
2
3
4

5
6
7
8

Илл. - фрагменты портретов М.Ю.Лермонтова:
1 - Лермонтов в детстве. 1817-1818. Неизвестный художник
2 - Лермонтов в детстве. 1820-1822. Неизвестный художник
3 - Автопортрет. 1837-1838
4 - Лермонтов в вицмундире лейб-гвардии Гусарского полка. 1839. Художник П.З. Захаров
5 - Лермонтов в сюртуке лейб-гвардии Гусарского полка. 1838. Художник А.И. Клюндер
6 - Лермонтов в штатском сюртуке. 1840. Художник П.Е. Заболотский.
7 - Пален Д.П. М.Ю.Лермонтов в фуражке. Рисунок. 1840.
8 - Горбунов К.А. М.Ю.Лермонтов в сюртуке Тенгинского пехотного полка. 1841.

русская живопись, лермонтов

Previous post Next post
Up