Брюллов К.П. Смерть Инессы де Кастро. История создания картины

Jan 30, 2019 14:52


Картину "Последний день Помпеи" Карл Брюллов создавал шесть лет, а на "Смерть Инес ди Кастро" у него ушло всего 17 дней. Говорят, что художник написал её на спор, задетый мнением, что слава великого художника не поможет ему написать картину за короткое время перед открытием художественной выставки в Милане. История создания картины похожа на легенду, но вполне допустима, если вспомнить, что свой автопортрет 1848 года Брюллов написал за два часа!

Сюжет для картины Брюллов взял из поэмы "Лузиады" Луиса де Камоэнса, где описывалась судьба Инес ди Кастро и её трагическая гибель. Художник изобразил сцену перед убийством Инес приспешниками португальского короля Афонсо IV в его присутствии.



Брюллов К.П. Смерть Инессы де Кастро. 1834. Холст, масло. 213х290,5
Государственный Русский музей, С-Петербург.
[Spoiler (click to open)]
Историю великой любви придворной дамы Инес ди Кастро и португальского инфанта Педро красочно описала в своём рассказе (1910) романтичная Татьяна Щепкина-Куперник. Она тоже читала поэму Камоэнса, но пересказала судьбу Инес в прозе. Писательница не скупилась на эпитеты и метафоры и даже нафантазировала, что Педро, став королём, приказал короновать вырытую из могилы возлюбленную и целовать её костяную руку.



Репин И.Е. Портрет Т.Л. Щепкиной-Куперник. 1914. Холст, масло, 64,5×53. Художественный музей, Харьков

Все поступки Педро, призванные по мнению Щепкиной-Куперник, показать силу его любви, похожи на деяния сумасшедшего. Любовь бывает великой, но она бывает и всепрощающей. Педро же в интерпретации писательницы показан больным на всю голову. Воображение писательницы также ушло в сторону психиатрии, иначе как объяснить слащаво-трагично описываемые ею подробности убийства Инес, а далее месть Педро её убийцам?!

Наверняка красноречие Щепкиной-Куперник при сочинении рассказа подогревала и картина Брюллова. На картине король изображён колеблющимся, он растроган мольбами Инес и видом малюток-внуков, а убийцы, они же советчики и помощники короля, вот-вот готовы взяться за кровавое дело.

Инес на коленях умоляет короля пощадить её: " ..Вы - человек, ваше величество; неужели же вас не трогает судьба моих сирот? Ваша кровь течет в них; взгляните на них, как они красивы; у них глаза вашего сына. Вы казните меня... За что? За то лишь, что я повиновалась тому, кого люблю? Любовь - моя вина, но ведь они - невинны. Сжальтесь над ними! Вы, дававший в боях смерть гордым потомкам Агари, - подарите жизнь слабой женщине. Изгоните меня! На что вам моя кровь?"

Из рассказа: один из них, "оторвав детей от Инесы, схватил ее за одежду, так что распахнулась красная симарра и обнажилась лилейная грудь, - и с жадностью вонзилось в нее лезвие кинжала. Смерть была милосердна и удар меток, так что, когда двое других убийц бросились на Инесу и ударами мечей хотели добить ее, они добивали уже бездыханный труп".

Написано красиво и впечатляюще. Брюллов мог бы написать картину с изображением самого убийства, но Карлу Павловичу хватило такта и благоразумия не делать этого. Зато другой художник Пьер-Шарль Конт написал картину на тему коронации бездыханного тела Инес. Он изобразил на картине "Коронация Инеш де Каштру в 1361 году" безобразную мумию на троне, торжествующего Педро и подданных, целующих руку мёртвой королеве.

Щепкина-Куперник живописно описывает и эту сцену: "И откинул кружевную вуаль, закрывавшую лицо королевы, - а в это время подошедшая к руке ее первая придворная дама, герцогиня ди Санта-фе, крикнула и упала на ковер, подобно мертвой, ударившись виском о ступень возвышения: из-под кружев глядели черные глазные впадины, и череп улыбался своей страшной улыбкой: на троне была королева Португалии - Инеса прекрасная".

Трое убийц Инес, спасая свои жизни, бежали в Кастилью, но двое из них были схвачены и доставлены к королю. Щепкина-Куперник с придыханием описывает месть Педро: "... палачи уставали пытать их, и холодный пот лил с них ручьями, - а король не уставал насыщаться видом страданий осужденных. <...> а король смотрел на пытку, не отрываясь; и потом сам заговорил с несчастными, когда в них еще оставалось довольно жизни, чтобы слышать его слова, чувствовать непереносимую боль и стонать от истязаний: "Вы убили невинную и вырвали мое сердце из груди; по справедливости, такая же казнь постигнет и вас".

Похоже, бессердечный Педро несколько лет жил с дырой в груди. Он не пошёл к отцу, чтобы призвать его к ответу, не потребовал наказать убийц, не вступил с ними в дуэль по праву благородного идальго, не бросил на них кирпич с крыши, а всего навсего развязал против отца многолетнюю войну, которая обездолила и ввергла в нищету португальский народ.

При этом Педро не забывал о мести и взращивал в себе это сладкое чувство, от которого, по всей вероятности, повредился в уме. Дождавшись, когда отец умрёт, король Педро I оттянулся на славу - "мне отмщение, и аз воздам".

Проникнутая чувством солидарности к мстительному королю, писательница живенько и живописно описывает акт возмездия. Она не даёт читателю возможности самому представить пылающую рану в груди безутешного Педро и проникнуться его болью.
Щепкина-Куперник описывает сцену казни, щедро рисуя красочные подробности: "И у живых у них, по знаку короля, вырвали клещами из грудей трепещущие сердца и сожгли их останки. А король смотрел с дикой радостью, как пылает пламя его мести; и не чувствовал ни содрогания, ни жалости, ибо у него больше не было сердца в груди - один раскаленный камень".

Читателям нравится читать об ужасах, особенно, если они связаны с любовью. Впечатлительные читатели сами становятся писателями и добавляют к историям выдуманные детали, ибо в их понимании поругание великой любви должно быть "зело велико" наказано. В описаниях казни, распространённых в Интернете, добавлено, что Педро самолично вырвал сердца у убийц, у одного из груди, у другого со стороны спины. Как он это сделал, минуя рёбра и позвоночник, не уточняется, главное - отомстил собственноручно.

К смерти Инес писатели из народа тоже прибавили подробности, её якобы не закололи в замке, а торжественно и прилюдно казнили, как преступницу, путём "отсечения головы от тела". И это произошло, когда Педро всего лишь уехал на охоту. И охотился он, похоже, не в местных лесах, а в какой-нибудь далёкой Африке - главное, заслать подальше, чтобы в его отсутствие успеть провернуть казнь.

После смерти любимой Инес Педро прожил ещё 12 лет. За эти годы его раскалённый камень в его груди наверняка превратил всё нутро в обожжённую головёшку, и как он правил эти годы в таком состоянии, непонятно. Но, похоже, в его голове остались частицы разума и любви, если он завещал похоронить себя напротив могилы Инес. Ключевое слово - напротив!

Щепкина-Куперник пишет об этом так: "А вскоре похоронили рядом с нею и короля; и гробницы их стоят не рядом, а одна против другой, по воле короля: затем, чтобы, когда они встанут для вечной жизни в день Страшного суда, - их первый взгляд был был взглядом любви".

Щепкина-Куперник, судя по этому рассказу, та ещё писательница: язык корявый, стиль витиеватый, недостаток таланта заменяет богатым воображением и умением обрисовать на бумаге созданные в голове картинки.

О картине.
Картина написана по правилам и нормам академической живописи. Судя по лицу Инес, для неё позировала возлюбленная Брюллова Юлия Самойлова. Фигуры в пространстве картины расположены равномерно, так как они все центральные. Слева за пределами картины расположен сильный источник света, возможно, факел. Расположением и игрой светотеней художник управляет взглядом зрителя. Фигуры Инес и детей ярко освещены, чтобы привлечь к ним первоначальное внимание и задержать взгляд. Мастерски выражено отчаяние на лице, в позе и в порыве движения молодой женщины. Прекрасно выписанные фигурки детей, в страхе льнущие к матери, вызывают чувство сострадания, а зловещие фигуры мужчин - негодование и неприязнь.

Лицо короля Афонсо и его плечи в горностаевой шубе также высветлены, он второй по важности персонаж, и от Инес взгляд переходят к нему, ибо от решения короля зависит жить женщине и детям или умереть.

Убийцы даны в тени, но в их фигурах подцвечены важные детали: лица (ждут отмашки короля) и кинжалы (орудие убийства наготове). Эти три мрачных и злобных человека стоят на третьем месте при рассматривании. Они завершают движение взгляда по картине, а также служат фоном для Инес и детей, чтобы опять переключиться на мать с детьми. Расположив участников сюжета таким образом, художник образовал непрерывную цепочку для разглядывания картины.

Изображение дано в статике, это кульминация момента. Все замерли в ожидании последнего слова короля, он медлит: быть или не быть злодейству. И в этой напряжённой тишине явственно слышится лишь тоненький плач детей ...

Карл Павлович был художником-академистом, и построил композицию картины по классическим законам академической школы: композиция продумана, искусно распределены светотени, мастерски подобран общий колорит, фигурам приданы классические позы, - всё работает на осмысление сюжета.

Несколько смущают руки женщины, они кажутся длинноватыми (особенно правая), мягкотелыми, словно без костей ... Возможно, Брюллов сделал это специально, чтобы подчеркнуть и усилить мольбу женщины-матери. А может, художник просто недоглядел, торопясь быстрее закончить работу. Зато на этих белых руках цепко, хищно и контрастно смотрятся руки кровожадных убийц.

Кстати, история сохранила их имена: Пиеро Коэльо (Pêro Coelho), Алвару Гонсалвиш (Álvaro Gonçalves) и Диого Лопеш Пашеку (Diogo Lopes Pacheco).
Гореть им в аду!

карл брюллов, русская живопись, описание картин, русские художники

Previous post Next post
Up