Всюду жизнь. И на подоконнике тоже.

Dec 10, 2018 19:08

"Всюду жизнь" - картина художника-передвижника Николая Александровича Ярошенко, написана в 1888 году. Была представлена на 16-й выставке передвижников и вызвала разнообразные отклики. Во мне она тоже вызывает размышления. То ли это семья принудительных переселенцев, то ли арестанты, то ли осовремененная икона Богоматери с младенцем и со св.Петром за спиной? Известно, что Ярошенко сначала хотел назвать картину "Где любовь, там и бог"! Любовь по замыслу художника та же жизнь, а жизнь даровал бог, значит, жизнь и любовь повсюду. Но это объяснение казалось мне чересчур простым, картина намекала на что-то важное, чего я никак не могла уловить.



Ярошенко Н.А. "Всюду жизнь". 1888. Холст, масло. 212×106 см
Государственная Третьяковская галерея.
[Spoiler (click to open)]
А теперь отступлю от картины Ярошенко на шаг в сторону.
У меня на подоконнике вымахал столетник. Покупала его совсем крохотным размером в пол-ладони, а теперь вырос и дотянулся до середины окна. И колючие ветки такие мощные, что норовили опрокинуть весь цветок. Я приняла радикальные меры: откромсала стебель наполовину, столетник сразу стал кудрявым и пропустил свет из окна. Сегодня подошла подошла и ахнула - из поперечного отреза выросли новые побеги, зелёные, упругие и полные жизни! Единственное, что я могла сказать, были три слова: "да-ааа, всюду жизнь".





И тут до меня дошло, что не надо искать в картине Ярошенко скрытого смысла, он прост, как правда, и на виду. Художник показал внутреннее состояние людей за решёткой. Они в ужасных условиях существования не ожесточились друг против друга и на весь мир, а сохранили живые души с милосердием и состраданием ко всему живому. Это заметно по оживлённым лицам солдата и усача, по мудрому спокойствию старика, по понимающему взгляду матери и неискушённой радости ребёнка.

Эти люди не преступники, а жертвы господствующего строя. Они продолжают жить, сохраняя в себе Человека при любых обстоятельствах и в любых испытаниях, будь то радость или горе. Горе - то, что они арестанты, радость - что могут поделиться последним куском хлеба. Голуби показаны художником неспроста. Голубь - это символ мира, надежды, связи земной жизни с божественной, и только эта связь даёт человеку силы совладать с ударами судьбы.

Наверное, художник по этой причине хотел дать картине первоначальное название "Где любовь, там и бог". Но после переименовал в простое "Всюду жизнь". Я согласна, ведь, если в людях есть бог, они всё переживут.

русская живопись, описание картин, мои фото, русские художники

Previous post Next post
Up