25 декабря 1761 года Пётр III Фёдорович стал российским императором. В честь нового императора Святейший Синод решил украсить свою парадную залу его портретом. Для работы пригласили художника Федора Рокотова, уже имевшего опыт создания портретов августейших особ. Рокотов создал парадный портрет императора с соблюдением всех правил и традиций изображения в стиле рококо.
Но так как Фёдор Степанович был художником, смотревшим вглубь человеческой души, то он отобразил в портрете личные (тайные) качества императора. Пётр изображён Рокотовым чувствительным, беззащитным и душевно уязвимым человеком, что не смогли скрыть ни богатый мундир, ни царские атрибуты и регалии. Даже тревожные тучи за спиной императора это подчёркивали. Когда картину представили на одобрение Петру Фёдоровичу, он не увидел себя значительным человеком и забраковал портрет.
Рокотов Фёдор Степанович. Портрет Петра III. Холст, масло. 157х111 см. Нижегородский художественный музей.
В феврале 1762 года заказ на портрет передали другому художнику - Алексею Петровичу Антропову, состоящему в Синоде в должности "надзирателя за живописцами". Этот заказ, при успешном выполнении, давал Антропову надежду на возможность стать придворным живописцем. Антропов постарался не упустить свой шанс.
Вначале Антропов сделал эскиз будущего портрета. Петр III изображен либо в зале для торжественных аудиенций, либо в личных покоях. Император стоит между вычурной колонной и открытой дверью, украшеной помпезной драпировкой. У колонны на стене висит портрет деда нынешнего императора - Петра I, как ясный намёк на законность преемствования власти. Ведь вступив на престол Пётр III в первом же своём манифесте заявил, что будет "во всем следовать стопам премудрого государя, деда нашего Петра Великого".
Петру III эскиз не понравился. Он видел себя другим.
Антропов А.П. Эскиз портрета Петра III. Третьяковская галерея.
Антропов чутко уловил тайные желания Петра увидеть себя великим правителем и полководцем и максимально выразил их в новом портрете. Начиная работу, художник не мог предположить, что Петра ждёт в будущем трагическая участь, но он увидел в этом человеке необыкновенную личность и посредством своего таланта отобразил это на полотне.
Алексей Петрович создал картину, отвечающую всем канонам изображения парадности. Он ввёл в изображение обязательные для парадного императорского портрета атрибуты величия и самодержавности: слева корона, скипетр, держава, справа на кресле - горностаевая мантия. Петр III одной рукой опирается на маршальский жезл, а другую непринуждённо положил на пояс. Портрет Петра I отсутствует, колонная приобрела готический вид, а в проёме окна (бывшей двери) появилось изображение военной баталии - ещё один живописный канон и одновременно намёк на полководческий дар императора.
Ради большей выразительности художник изобразил фигуру императора слегка непропорционально, удлиннив ноги и поставив их некую балетную позицию. Контраст между узкоплечей верхней частью фигуры и неустойчивым положением ног смягчает выступающий животик, который уравновешивает фигуру и придаёт ей значительность.
К тому же удлинённые ноги служат ещё одним подтверждением возвышенного общественного положения Петра над остальными. Его рост был 1 метр 70 см, (средний рост в то время составлял до 167 см), но на картине Пётр выглядит высоким. Тем самым художником показана связь внука с его дедом Петром I, который, как известно, имел рост в 2 метра 4 см. Животик императора Антропов мог бы искусно скрыть и придать Петру атлетическое сложение, но художник не стал этого делать по двум причинам: 1. Антропов был художником реалистом. 2. естественный животик Петра имел сакральное значение. То есть живот - условное обозначение человеческой жизни (не пощажу живота своего и т.д.), то есть обладатель полненького живота полон плодотворных жизненных сил. Даже поворот головы и устремлённый в будущее взгляд (радеет за благо своего народа) - всё отвечало требованиям парадного портрета.
Пётр понял задумку художника. Он увидел себя на картине в полный рост, в величественной позе правителя и полководца с регалиями и атрибутами царского положения и, главное, с лицом, выражающим добрые, отцовские чувства к своему народу. Картина ему понравилась. Она стала официальным портретом императора Петра III.
Антропов А.П. Портрет императора Петра III. 1762. Холст, масло. 242x174,5. Государственный Русский музей.
Портрет понравился и современникам. Он был помещен в Святейший Синод, где он находился до 1918 года. Атеисты-большевики переправили портрет в Русский музей. Свидетельством того, что картина Антропова имела успех, послужил заказ художнику на повторение портрета для московского отделения Синода, но тут подсуетился Правительствующий Сенат и забрал новую картину себе, а для Сената Антроповым была написана ещё одна копия, которая в 1928 году была передана в Третьяковскую галерею.
Интересно то, что за повторение картин Алексей Петрович получил аж 400 рублей. Насколько велика эта сумма, можно судить по годовой зарплате художника в Синоде - 600 рублей.
Всего Антропов написал четыре портрета Петра III. Помимо вышеуказанных в том же 1762 году художнику был заказан ещё один портрет (третий). О написании портрета ходатайствовал бывший член Синода, архимандрит Троице-Сергиевого монастыря Лаврентий Хоцятовский. Антропов создал уменьшенный и видоизменённый вариант первого портрета. Он-то и хранится сейчас в Сергиево-Посадском музее-заповеднике.
Антропов Алексей Петрович. Портрет императора Петра III. 1762. Холст, масло.
Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник.
Фото с выставки "Сокровища музеев России", Манеж, 04.11.18 - 25 ноября 2018.
Это авторское повторение картины получилось более художественным в живописном отношении и в самом изображении государя. Смягчены самодержавное величие и помпезность изображения Петра III, нежели на парадном портрете, император выглядит спокойнее и душевнее. В портрете выражена проницательность художника и трагическое предчувствие будущего.
В тот же год Антропов написал последний (четвертый) портрет императора. Он изображён в обстановке военного лагеря. Портрет находился в собрании картин Зимнего дворца, а после октябрьской революции поступил в Русский музей.
Антропов А.П. Портрет Петра III. 1762. Холст, масло. 263х205. Михайловский замок (филиал Русского музея),
Зал 231. Тронная и Предтронная императрицы Марии Федоровны
Алексей Петрович Антропов писал портрет с Петра III один раз, остальные авторские повторения писались с первого портрета.
К сожалению, Алексей Петрович не успел стать придворным живописцем, царствование Петра III продолжалось всего 186 дней. Воцарившая после его гибели Екатерина II не пожелала видеть на этом престижном месте художника, к которому её ненавистный супруг относился благосклонно. В 1762 году место придворного художника было отдано иноземцу-датчанину Эриксену. Эриксен написал два портрета Екатерины (верхом на коне и у зеркала, находятся в Эрмитаже), эти портреты ей понравились.
С 1768 года место придворного художника перешло к Стефано Торелли, живописцу из Болоньи. Торрелли создавал во славу Екатерины возвышенные полотна-аллегории на исторические темы. Это возвеличивало Екатерину в её глазах и тешило её тщеславие. А художники-правдолюбцы были ей не нужны.