В первый раз картина Перова не произвела на меня впечатления. Даже рассмешила, хотя тема грустная. Старик и старушка стоят у могилки сына. Понятно, у стариков горе, они застыли в скорбном молчании. Но почему их фигуры так несуразны, даже гротесковы? руки длинные, ноги короткие, у старичка несоразмерно большая голова, пропорции явно нарушены ... и это при том, что Перов Василий Григорьевич первоклассный художник, мастер живописи. Почему он изобразил стариков именно такими? Нигде об этом не написано, значит, мне надо понять самой.
Помня, что для понимания нужен срок, я не забывала подходить к картине, когда бывала в Третьяковке. Но картина молчала.
Перов В.А. Старики-родители на могиле сына. Холст, масло, 42x37,5. Ок. 1870. Государственная Третьяковская галерея.
И вот однажды я взглянула на картину из конца зала .. детали были расплывчаты, только в центре картины выделялись две согбенные фигуры. И вдруг я подумала, а ведь они похожи на больших детей. Получается, что это не ошибка пропорций, а сознательное действие художника, чтобы показать несчастных родителей беспомощными и беззащитными перед будущим. А будущее у них нерадостное. Умер сын, единственный кормилец, надежда и опора, без него родители сами, как сироты. Не только горе привело их к могиле сына, но и растерянность ... что делать, как жить дальше, может, лучше тоже умереть и лечь рядом? Сыночек, на кого ты нас покинул?
Ужас старости в том, что у неё нет будущего, нет движения вперёд, словно топчешься перед наглухо забитой дверью и живёшь, пока есть ресурсы. Когда заходит разговор о стариках, я вспоминаю. японский фильм "Полуденное завещание". В этом фильме одинокая супружеская пара, милые старичок и старушка, поняв, что сил, средств и здоровья уже не осталось, приезжают на берег моря и, взявшись за руки, уходят в его бескрайние просторы. Может, для японских стариков это исторически естественно, но как быть остальным?
По большому счёту старики никому не нужны. Они обуза и родным и государству. В первобытном обществе старики ценились, как источник опыта и информации. Сейчас информация лезет изо всех интернет-щелей, и значение стариков резко упало. Они выживают лишь благодаря заботам своих родных, но и там их чаще всего считают нахлебниками, не приносящим никакой пользы. Пример? На улицах не стало бабушек, гуляющих с детьми, потому что теперь старушкам не доверяют, мамы сами гуляют с детьми или нанимают молодых нянь. А раньше, помню, нянями у детишек были массовые Арины Родионовны.
Кстати, как жилось знаменитой пушкинской Арине Родионовне в старости? А никак. Она вырастила всех пушкинских детей (Ольгу, Александра и Льва) и доживала свой век у Надежды Осиповны, а как стала старой и беспомощной, та сбагрила её к сердобольной дочери Ольге.
P.S. Картина "Старики-родители на могиле сына" написана художником на сюжет романа И.С. Тургенева "Отцы и дети".
Картина на стене зала Перова в Третьяковской галерее.