Карл Брюллов. Картина-эскиз о нашествии Гензериха на Рим.

Oct 05, 2018 18:57

Читаю письма Пушкина. В них он часто упоминает имена людей, с которыми встречался или переписывался, в частности, с Брюлловым. И опять жалею, что Карл Брюллов, прекрасный портретист и живописец, не написал портрет Пушкина. Всё обещал, да обещал и отказывался под несерьёзными предлогами, то голова, болит, то насморк, то устал, то спать хочет. Спохватился, когда уже поздно было! Пушкин хотел, чтобы Брюллов написал портрет Натальи Николаевны, тоже обещал и тоже отговаривался... А вот брат его, Александр Брюллов, взял, да и написал, и мы теперь имеем счастье видеть портрет молоденькой Натали.

Ещё в Италии Брюллов задумал написать вторую (после "Помпеи") историческую картину. Будучи в Москве, поделился задумкой с приятелем Алексеем Перовским, а тот посоветовал ему написать хотя бы эскиз. Брюллов написал эскиз-картину маслом на холсте размером 88x117,9 см. Картина-эскиз получила название "Нашествие Гензериха на Рим". Брюллов вместо буквы "й" в имени короля использовал "н".



Брюллов К.П. Нашествие Гензериха на Рим. Холст, масло, 118.6 х 88.5. Гос. Третьяковская галерея.

Гейзерих (Гензерих) - король германского племени вандалов. В июне 455 года он со своим могущественным войском высадилися в Италии и осадил Рим. В городе началась паника, во время которой римляне напали на императора Максима Петрония (ставшего императором после убитого Валентиниана), забили его камнями, а труп выбросили в Тибр.

Когда Гейзерих вошёл в Рим, ему не было оказано никакого сопротивления. Только Папа Лев Лев I Великий вышел к захватчикам и попробовал убедить их пощадить город и не проливать невинную кровь.

Считается, что идея создания картины родилась у Брюллова из статьи Гоголя "О движении народов в конце V века", входившей в сборник "Арабески". Наверное, Брюллов читал эту статью, а я не читала, поэтому не могу с уверенностью сказать, что Карл Павлович почерпнул идею из неё. Брюллов сам был начитанным человеком, знавшим мировую историю. Примером служит знаменитая "Последний день Помпеи".

Эскиз Брюллова - принадлежность Третьяковской галереи, но там я этого эскиза не видела, видимо, пылится хранится в запасных фондах.

Думаю, Брюллов правильно сделал, оставив задумку о картине в виде эскиза. Картина, даже прекрасно написанная, как всё рукой великого Карла, не возымела бы славы "Помпеи". Да и слаба она по сюжету. Её можно было бы назвать "Пленение Евдоксии и её дочерей", но никак не нашествие на Рим и его разграбление. Если "Последний день Помпеи" рассказывает об эпохальном событии, мировом катаклизме и судьбах людей, то "Нашествие Гейзериха" лишь единичный эпизод из общего захвата Рима, нет общей картины нашествия. Похоже, это понимал и сам Брюллов. А может, он просто раздумал развивать эту тему.

Сюжет картины-эскиза.
Рыжебородый Гейзерих верхом на коне приказывает схватить императрицу Евдоксию (вдову сначала Валентиниана, а потом Петрония Максима) и ее дочерей от Валентиниана - Евдокию и Галлу Плацидию, что трое дюжих чернокожих воинов и делают. В это время воины в шлемах утаскивают экспроприированный из Храма исторический Семисвечник. Алчущие женского тела африканские подручные Гензериха (на картине слева и справа) хватают прекрасных римлянок. Вдали рубятся воины, парочка вандалов-акробатов лезет на крышу дворца, вокруг разлито отчаяние детей, мужей, матерей. На всё это безобразие безучастно смотрит Папа. Гейзерих не выполнил просьбы Папы не разрушать город и пощадить римлян, и Папе осталось лишь созерцать действия захватчиков.

В 1834 году А.А. Перовский переехал в Москву, чтобы принять участие в воспитании своего племянника - будущего поэта и писателя А.К. Толстого. Пушкин, будучи в Москве, бывал у Перовского, у него он встречался и с Карлом Брюлловым. Перовский показал Пушкину эскиз картины. 11 мая 1836 года в письме к Наталье Николаевне Александр Сергеевич описал это событие:

"Был я у Перовского, который показывал мне недоконченные картины Брюллова. Брюллов, бывший у него в плену, от него убежал и с ним поссорился. Перовский показывал мне Взятие Рима Гензериком (которое стоит Последнего дня Помпеи), приговаривая: заметь, как прекрасно подлец этот нарисовал этого всадника, мошенник такой. Как он умел, эта свинья, выразить свою канальскую, гениальную мысль, мерзавец он, бестия. Как нарисовал он эту группу, пьяница он, мошенник. Умора."

Перовский Алексей Алексеевич (внебрачный сын министра Просвещения А.К. Разумовского) - это писатель Антоний Погорельский (псевдоним от имения Погорельцы), написавший знаменитую "Чёрную курицу".

Кстати, портрет Перовского Брюллов написал, а Пушкина так и не удосужился ... "мошенник такой, эта свинья, мерзавец, бестия".



Брюллов К.П. Взятие Рима Гензерихом. Фото картины из Третьяковской галереи.

карл брюллов, русская живопись, пушкин, описание картин, третьяковская галерея, мои фото, русские художники

Previous post Next post
Up