Художественный фильм "Луна в зените" - кино об Ахматовой.

Dec 19, 2017 00:08

"Луна в зените" - 4-х серийный фильм об Анне Ахматовой, вып. 2007 г.
Анну Андреевну последних лет жизни играет Светлана Крючкова, Ахматову в молодости - Светлана Свирко. Режиссёр - Дмитрий Томашпольский.

У меня сразу родился вопрос: почему у фильма такое название "Луна в зените"? Отвечаю, как поняла: у Анны Ахматовой - несколько лун, как и у некоторых других планет Солнечной системы. За каждой луной (или её фазой) велось наблюдение настолько внимательное, что сегодня мы знаем об Ахматовой больше, чем об истории собственной семьи. Ахматоведами зафиксированы восход, зенит и закат небесного объекта по имени Ахматова, а зенит - это точка на равном расстоянии между началом и концом.

И ещё одно объяснение. "La suora di colui" - это луна в XXIII песне "Чистилища", сестра ТОГО, то есть солнца. /Анатолий Найман. Рассказы о Анне Ахматовой. Стр. 121/.
Другими словами - Луна в зените - это тоже Солнце.
То есть фильм об Ахматовой-Солнце!

Сюжет фильма охватывает последние годы жизни Анны Андреевны. Она живёт на даче в Комарово вместе с приёмной внучкой Аней (внучкой Пунина) и занимается воспоминаниями. Я не оговорилась, именно занимается, а не просто вспоминает. Её приходящие сны-воспоминания предстают перед ней (и перед зрителями) в виде встреч с людьми, которые стали частью её биографии: Николай Гумилёв, сын Лев, Шилейко, Пунин, Гаршин, Борис Анреп, Лидия Чуковская, Блок, Маяковский, Марина Цветаева …

У Анны Ахматовой был обширный круг друзей и знакомых, но в фильме показаны только названные, правда, Блока показывают (с кудрявой головой Пушкина и профилем Гоголя) на фоне далёкого окна, а Маяковский вообще со спины.

Обо всех этих людях я много раз читала, но видела их лишь на фотографиях, а в фильме они вдруг ожили, и это мне понравилось. Все герои фильма похожи на свои прототипы весьма приблизительно, но я легко поверила, что они так и выглядели (других-то не было!).

Светлана Крючкова также имела с Ахматовой условное сходство, актрисе лишь зачесали вверх волосы и сделали их седыми, всё остальное у неё было своё: прямая осанка, дородность фигуры, неторопливость в движениях, лаконичность речи … то есть внешность соответствовала образу Ахматовой в последние годы её жизни.

Анна Андреевна по ходу фильма читает много стихов, вернее, читает стихи Светлана Крючкова, но читает с ахматовскими интонациями и ахматовским глуховатым голосом.

В аннотации к фильму я прочла, что в основу сценария, а, следовательно, в сюжет фильма легли мотивы неоконченной ахматовской пьесы "Пролог, или Сон во сне". Фильм начинается с того, что жандармский офицер откупоривает выловленную из воды бутылку, а там послание, которое заканчивается словами: "После этих слов в приплывшей бутылке не то балетное либретто, не то киносценарий (фамилия автора музыки смыта соленой водой, но все же, кажется, Лурье) идет следующая Интермедия".

В общем, я поняла, что фильм "Луна в зените" - эта как бы найденная пьеса-киносценарий о "снах во сне", которая претворяется в жизнь в виде воспоминаний Ахматовой.

В первой серии даже показывается отрывок из этой пьесы: Ахматова, она же Крючкова, в неземном одеянии движется по сцене, воздев руки к небу, и речитативом воспевает: "Я сомнамбула. Я героиня и одновременно автор этой пьесы. Я иду за лучом под отдалённые звуки чаконы".

Эта фантасмагория показывается, похоже, для того, чтобы убедить зрителей в призрачности воспоминаний Ахматовой. После сценки из пьесы идут ожившие воспоминания Анны Андреевны. Они перемежаются вставками из документальной хроники, чтением стихов, сценами из жизни Ахматовой на даче в Комарово. Странная композиция, но она оживляла фильм, придавая ему необходимую динамику, и не давала скучать.

Понравилось, что в фильме "ожили" люди, дотоле знакомые мне лишь по фотографиям и описаниям в книгах. Словно Ахматова сошла со своих фотографий и с живописных портретов и стала двигающейся и говорящей!

В общем, смотря фильм, я испытывала дежавю.

Светлана Свирко, играющая молодую Ахматову, полна обаяния, и мои симпатии на её стороне, хотя, на мой взгляд, она играла излишне сдержано, словно боялась выпасть из образа. Её Ахматова нетороплива, тихоголосна, спокойна, хотя хотелось верить, что внутри у неё всё же бушевали чувства.




Анна Ахматова в жизни и Анна Ахматова в кино

Разумеется, Светлана Свирко играла Ахматову по-своему, ведь сама Анна Андреевна говорила: "Есть одна Ахматова, есть другая - Ахматова, а есть и третья".
У меня тоже есть "своя" Ахматова, а из фильма я узнала, какая она у Светланы Свирко, не похожая на мою.

Своя Ахматова, конечно, есть и у Светланы Крючковой. Её Ахматова с трудом ходит, тяжело дышит, медленно говорит, и я весь фильм переживала, что это состояние вот-вот закончится похоронами. И когда к Ахматовой тёмной ночью на дачу приходит дама в чёрном (непонятный момент), я подумала: ну вот, и мистика началась, значит, конец исторической объективности!

Кончина Ахматовой, конечно, показана, но в конце последней серии и не тягостно, а в как бы призрачно-целомудренно: просто снова встретились молодые Анна Ахматова и Николай Гумилёв и решили больше не расставаться.

Ахматова много экранного времени болеет, лежит в больнице то с сердечным приступом, то с тифом, если по хронологии, то наоборот: с приступом стенокардии в Комарово, с тифом в Ташкенте. С тифом я не совсем поняла, это было продолжение пьесы или показ реальности?

В фильме нашлось место для всех мужей Ахматовой, перечисляю в обратном порядке: Шилейко показан чуть-чуть, Пунин - больше, а Гумилёв значительную часть. С случае с Гумилёвым, мне думается, создатели фильма просто настаивали на нерушимости любви Ахматовой и Гумилёва, хотя она (если и была) закончилась после их развода.

Из возлюбленных Анны Андреевны показаны лишь Борис Анреп и Исайя Берлин. Берлина нельзя было не показать, так как по его инициативе Оксфордский университет присвоил Ахматовой почётное звание Доктора.

А Борис Анреп был единственным на тот момент здравствующим возлюбленным Ахматовой, и она, будучи в Париже в 1965 году, не удержалась с ним встретиться.

Встреча Ахматовой с Мариной Цветаевой в фильме произвела на меня особое впечатление. В жизни Ахматова и Цветаева встречались лишь раз, в июне 1941 года в Москве, а в фильме показана ещё одна встреча, когда Ахматова возвращалась из эвакуации в 1944 году. Встреча-фантазия, встреча-сон ...

Эпизод встречи Ахматовой и Цветаевой выдуманный, но он стал важным для меня. Я часто представляла себе, что петербургская поэтесса Ахматова и московская поэтесса Цветаева начинают дружить лично и часто встречаются, ведь в реальной жизни такого не было, а мне очень хотелось, чтоб было. Маленький кусочек мечты-фантазии осуществился в фильме с помощью волшебных свойств кинематографа. Правда, показана лишь одна короткая одна встреча - Ахматова и призрак погибшей Марины, но и это хорошо.

Честно говоря, я не поняла, зачем эту сцену включили в сюжет и каков смысл монолога Цветаевой, но, думаю, понимание со временем придёт, а сейчас мне просто приятно сознавать, что, делая фильм об Ахматовой, не позабыли вспомнить и о Марине Ивановне.

В фильме Ахматова протягивает Цветаевой руку, но та уходит, и Ахматова некоторое время остаётся с протянутой рукой и застывшим лицом.

15 августа 1959 года А.Ахматова вспоминала в разговоре с Д.Максимовым:
"Марина <…> была уже седая. От прежней привлекательности (хороший цвет лица) в ней уже ничего не осталось. Она была demodé ("вышедшая из моды") ...Она напоминала московских символистских дам девятисотых годов".

Создавая для фильма внешний облик Цветаевой, авторы фильма, видимо, вспомнили об этих словах Ахматовой.

Заключение моей маленькой рецензии:
Фильм "Луна в зените" - для посвящённых. Он не для развлечения. Фильм-загадка и фильм-отгадка. Рядовому зрителю, любителю всякого кино, фильм покажется скучным, нудным и затянутым, но кто умеет читать между строк (между кадрами), тот поймёт об Ахматовой всё, как надо. Трудно в игровом фильме показать истинную сущность героя (героини), но в этом фильме цель достигнута. Чтобы это увидеть, осмыслить и понять, надо смотреть не спеша (порционно). Портрет А.Ахматовой - Луны в зените - нарисован бесцветными красками, как подпольщики шифровали свои донесения. При нагревании бумажки буквы проявлялись, чтобы проявился истинный смысл фильма, надо, пардон, нагреть мозг и увидеть невидимое, но показанное "за кадром".

И ещё. Почему-то все копии фильма в Интернете некачественные (формат 360), поэтому фотки-сканы соответственно такие же.

наше кино, луна в зените, байопик, ахматова, фильм-биография, марина цветаева

Previous post Next post
Up