В Москве в Китай-городе находится Храм Святой Живоначальной Троицы в Никитниках. Предполагается, что он одного возраста с Покровским собором (Храм Василия Блаженного), и оба представляют яркий пример московско-русского стиля. Храм удивительно красив внешне, а внутри вообще поражает воображение: стены и потолок расписаны затейливым узором, а от красоты высокого иконостаса не оторвать глаз. Ещё в советское время Храм был застроен вокруг административными зданиями, и эта территория (с Храмом внутри) в настоящее время огорожена забором, куда можно пройти только по специальному разрешению.
Я ходила в этот Храм, когда посещение ещё было свободным. Внутри по стенам и даже на потолке прекрасные росписии, и богатый иконостас.
Когда я бродила по церквям Покровского собора (Храм Василия Блаженного на Красной площади) и пыталась отличить один иконостас от другого, вспомнила интересный разговор, услышанный мной в Храме в Никитниках. Когда я рассматривала иконостас, рядом со мной остановилась группка французских туристов. Гид что-то говорил им по-французски, показывая рукой на иконостас. Я не прислушивалась, но вдруг в потоке французской речи моё ухо уловило русское слово "иконостас": это одна из туристок спросила гида: qu'est-ce que c'est иконостас?
О-оо, этот вопрос не требует перевода для тех, кто читал "Капитанскую дочку" Пушкина, именно этот вопрос повторял испуганный Антон Пафнутьич Спицын, когда его грабил Дубровский: "кесь ке се, мусье, кесь ке ce".
Гид стал объяснять туристке, что такое иконостас, и, если бы он говорил по-русски, я бы тоже послушала, но французского я не знала, поэтому отошла от группы. Тогда мне не пришло в голову задать вопрос самой себе: а что такое иконостас? Не задала потому, что и так знала: иконостас - это перегородка из икон, ограждающая алтарную часть храма от остального помещения (наоса), и мне этого знания было достаточно - красочная перегородка из икон с красивыми дверцами посередине! [Spoiler (click to open)] Но, будучи недавно в Покровском соборе, я вдруг осознала, что практически ничего не знаю об иконостасах, они для меня выглядели настолько похожими, что я заблудилась среди этих крошечных церквей: несколько раз заходила, например, в церковь Варлаама Хутынского, думая, что это церковь Григория Армянского или принимала Церковь Трёх патриархов за Церковь Киприана и Иустинии. Я даже в фотографиях запуталась, кто есть кто.
Мне стало ясно, что я профан в этой области, но, привыкшая докапываться до самой сути, стала срочно изучать этот вопрос. Когда я в третий раз посетила Покровский собор, я стала более/менее знающе рассматривать иконостасы, и это доставляло мне удовольствие.
Сейчас напишу о том, что я теперь знаю об иконостасах. Иконостас всегда располагается от северной стороны храма к южной, то есть, глядя на иконостас, мы смотрим на восток. Иконостасы XV-XVI веков называют тябловыми. "Тябло́" - русское произношение греческого слова "темплон", означает горизонтальную балку или брус. Деревянные тябла крепились от стены до стены и имели углубления-пазики, в которые вставлялись иконы. Иконы, вставленные в тябла вплотную друг к другу, образовывали горизонтальный ряд (ярус). Позднее между иконами появились вертикальные столбики, которые разделяли их и служили оформлением.
В начале XV века иконостас включал три ряда (ярус, чин), к концу XVII века он стал пятиярусным. Пятиярусный иконостас считается классическим. Пять тябловых рядов символизируют путь Христа, который постепенно, как по ступеням, спускался сверху к людям, чтобы указать им путь к спасению. Если смотреть на иконостас сверху вниз, то ряды икон показывают показывают "Божественное откровение и домостроительство спасения всего человечества", а изображения на царских вратах в местном ряду показывают каждому верующему индивидуальный путь к спасению.
С конца XVII века в иконостасах появились дополнительные ряды, шестой и седьмой, с изображениями Страстей апостольских и Страстей Христовых. Над верхним рядом появляется ярус серафимов и херувимов.
СХЕМА расположения рядов в иконостасе.
1 - цокольный ряд. 2 - местный ряд (а - царские врата, б,в - боковые врата). 3 - праздничный ряд 4 - деисусный (апостольский) ряд 5 - пророческий 6 - праотеческий
Нигде не написано, что такое цокольный ряд, но, поразмыслив, я пришла к выводу, что это самый нижний ряд иконостаса без икон. Вот, например, цокольный ряд иконостаса в Церкви Варлаама Хутынского. Вместо икон здесь размещены шелковые и бархатные пелены с изображением Голгофских крестов.
В середине местного ряда располагаются царские врата, с северной и южной стороны - дьяконские двери. Царские врата имеют символический смысл и открываются во время проведения службы. Через царские врата могут проходить только священнослужители во время совершения богослужебных действий. Царские врата и их обрамление имели обильную резьбу или иной декор. В этом случае изображения на них делались небольшими. Обрамление Царских врат (столбики и венчающая сень) могут иметь изображения святителей, диаконов. Дьяконские двери используются для входа и выхода из алтаря в любое время.
Над царскими вратами помещают икону Евхаристии - таинство Святое Причащение. На фотографии выше Евхаристия (Святое причащение) над Царскими вратами Центральной Церкви Покрова Богородицы.
Остальные иконы в местном ряду могут быть любые. Это определяется желанием самих создателей иконостаса. Как правило, это чтимые иконы данной местности, из-за этого ряд и назван местным. Некоторые иконы в местном ряду постоянны в любом храме.
ТРЕТИЙ ряд иконостаса - праздничный. Он содержит иконы с изображением двунадесятых праздников, то есть основных событий в Евангелии. Праздничный ряд, как правило, содержит иконы Распятия и Воскресения Христа ("Сошествие во ад").
ЧЕТВЁРТЫЙ ряд иконостаса - деисус или деисусный чин, главный ряд иконостаса. С деисусного чина началось формирование иконостасов. В центре деисуса всегда икона Христа - чаще всего это "Спас в силах" или "Спас на престоле", в случае поясного изображения - Христос Пантократор (Вседержитель).
По обе стороны от иконы Спаса располагаются иконы предстоящих и молящихся. Эти святые должны быть повернуты в три четверти оборота к Христу, таким образом они показаны молящимися Спасителю. Поэтому название ряда произошло от слова "деисис", что переводится с греческого как "молитва". Патриарх Никон, следуя греческому образцу, заменил деисусный чин апостольским, где Христу предстоят 12 апостолов.
ПЯТЫЙ ряд иконостаса - пророческий. В центре пророческого ряда обычно располагается икона Богоматери Знамение или образ Богоматери с Младенцем на престоле (в зависимости от того, поясные или ростовые изображения пророков). Но это не всегда, есть примеры пророческих рядов без икон Богоматери. Количество изображаемых пророков тоже меняется в зависимости от размеров ряда.
ШЕСТОЙ ярус - праотеческий. В нём располагаются иконы ветхозаветных святых, в основном предков Христа, в том числе первых ветхозаветных праведников и праотцов (Авраама, Исаака, Иакова и др.). Центральная икона яруса - "Отечество" или "Троица Новозаветная".
По постановлению Большого Московского собора 1666-1667 гг. иконостасы стали завершаться Распятием (крестом), ибо Распятие - вершина Божественной любви к падшему миру, отдавшей Сына Божия в жертву за грехи человечества.
В церкви Святой Живоначальной Троицы все иконы подлинные (защищены стеклом). Храмовая икона Троицы написана во второй половине XVI века, и она всегда находилась в Покровском соборе. По графике она напоминает знаменитую рублёвскую "Троицу", но по по цвету и по колористическому решению она совершенно другая.
Далее коротко об иконостасах по векам.
В конце XVII - XVIII вв. иконостасы стали создавать в стиле барокко, то есть украшать пышным и затейливым декором, они стали похожи на вычурные триумфальные арки. Их архитектурно-скульптурная декорация стала вытеснять иконы, а последовательность рядов стала игнорироваться.
Примером стиля барокко (в сочетании с классическим) может считаться иконостас XVII века Центральной церкви Покрова Богородицы в Покровском соборе. Такой иконостас называется каркасным или рамочным. Он богато украшен резьбой по дереву и прорезным оловянным позолоченным кружевом.
В конце XVIII века на смену барокко приходит классицизм, иконостас приобретает строгие формы, колонны, портики, в декор повсеместно входит рельеф и скульптурные изображения. Иконостас становится классическим ампирным.
В XIX-XX веках иконостас стал создаваться в модном европейском стиле модерн. Также в это время происходит возвращение к одноярусным алтарным преградам - каменным, византийским или деревянным, древнерусским.
В советский период церковное искусство было в загоне, но иногда в некоторых храмах под видом реставрации удавалось воссоздать иконостас, но создания новых форм в советское время ожидать не приходилось.
В 1988 году всенародно праздновалось 1000-летие Крещения Руси. Церковному творчеству дали свободу. По всей стране стали восстанавливать храмы и строить новые, украшать их иконами и возводить иконостасы.
Но за советский период выросли поколения без веры. Был утерян опыт и традиции, народ восстанавливал храмы без знания канонов и норм православного искусства, не хватало богословского образования и художественного вкуса.
В современной России были восстановлены тысячи храмов, но удачных церковных интерьеров в них мало. Это происходит от непонимания смысла церковного искусства, в котором образ (икона) - это главное. Форма иконостаса должна быть подчинена этому главному закону.
Ниже фотографии(сорри за качество) 9-ти церквей в Покровском соборе (в верхнем подклете), он же Василия Блаженного.
Центральная церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
Церковь Варлаама Хутынского. Цокольный ряд иконостаса Церкви Варлаама Хутынского.
Иконостас и Царские врата Церкви священномученика Киприана и мученицы Иустинии. Цокольный ряд украшен золочёной резьбой.
Церковь Трёх Патриархов
Церковь Николы Великорецкого.
Вход Господня в Иерусалим. Храмовая икона в Церкви " Входа Господня в Иерусалим" располагается справа от иконы Спасителя и отображает святого или событие, в честь которого названа церковь, в данном случае Вход Иисуса Христа в Иерусалим.
Церковь Григория Армянского
Церковь Святой Живоначальной троицы. Рядом с царскими вратами храмовая икона " Троица". Над царскими вратами тябловые ряды: апостольский и праздничный. Иконостас за стеклом.
Церковь Александра Свирского.
Для интереса и проверки знания Православных правил можно поотвечать на тесты-викторину на сайте Азбука веры