Накануне дня рождения ко мне всегда приходят неожиданные мысли и сравнения. Сегодня мне вдруг подумалось, что человеческая жизнь похожа на степь - широкая, раздольная, пересечённая оврагами, холмами и низинками. Яркая и бескрайняя в начале жизни, величественная и прекрасная в середине, разноцветная, как ткань в полосочку (с преобладанием пожухлого цвета), в конце жизненного пути.
Вероятно, на уровне подсознания это чувствует любой человек, побывавший в степи в разное время года. Тонко и взволнованно описывали степь русские писатели. Восторженно отзывался о степи Николай Васильевич Гоголь. Его описание я сравнила бы с утром жизни.
Из "Тараса Бульбы".
"Степь чем дальше, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство... до самого Черного моря было зеленою, девственною пустынею... Ничего в природе не могло быть лучше; вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов... занесенный бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще...
Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вот она пропала в вышине, только мелькнет одною черною точкою; вот она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем. Черт вас возьми, степи, как вы хороши!.."
У Ивана Сергеевича Тургенева описание степи выразительное, но сдержанное, даже скупое, как у человека зрелого, понявшего ценность жизни. Человек в этом промежутке жизненного пути ещё силён, не потерял вкус к жизни и верит, что ещё в силах что-то изменить.
Из И.С.Тургенева "Лес и степь":
"Далее, далее!.. Пошли степные места. Глянешь с горы - какой вид! Круглые, низкие холмы, распаханные и засеянные доверху, разбегаются широкими волнами; заросшие кустами овраги вьются между ними; продолговатыми островами разбросаны небольшие рощи; от деревни до деревни бегут узкие дорожки... Но далее, далее едете вы. Холмы все мельче и мельче, дерева почти не видать. Вот она наконец - безграничная, необозримая степь!.."
Антон Павлович Чехов обрисовал степь во всех её проявлениях: глазами взрослого человека и глазами мальчика Егорушки. Для мальчика степь живая, таинственная, полная неожиданностей и приключений. Она - долгая, монотонная, но - призывная. Она рождает и поддерживает веру в то, что степная дорога, какой бы нескончаемой она не казалась, обязательно приведёт к цели.
Глаза пожившего человека видят степь по-другому. Для него она ещё не потеряла очарования, он ценит каждый прожитый день и радуется любым проявлениям жизни, но эти чудные моменты становятся всё более редкими, и всё чаще приходит мысль, а не обманула ли его степь-жизнь, завлекая и маня радужными красками за горизонты?
Из "Степи" А.П.Чехова:
"Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали; едешь-едешь и никак не разберешь, где она начинается и где кончается...<…>
Но прошло немного времени, роса испарилась, воздух застыл, и обманутая степь приняла свой унылый июльский вид.
Трава поникла, жизнь замерла. Загорелые холмы, буро-зеленые, вдали лиловые, со своими покойными, как тень, тонами, равнина с туманной далью и опрокинутое над ними небо, которое в степи, где нет лесов и высоких гор, кажется страшно глубоким и прозрачным..."
Да, степь сама по себе многолика и, чтобы обрисовать её словами, нужен несомненный талант. Степь показывали и красками. Правда, в живописи я мало видела картин изображающих степь - всё больше попадались цветущие и колосящиеся поля, но одного художника я всё же припомнила.
Как ни странно, это наш великий маринист Иван Константинович Айвазовский. Он много раз изображал степь на своих полотнах, и это объяснимо: степь - это то же море, та же стихия, то же божественное проявление красоты и возможности испытать себя на прочность!
Айвазовский И.К. "Тройка в степи"
Картина "Тройка в степи" (1882 г.) олицетворяет для меня жизненный путь. Вот так же лихо несёшься по жизни, желая увидеть как можно больше … но горизонт обманчив, у него нет края, и, мчась вперёд, можно легко потерять ориентиры и вернуться в исходную точку. А начинать всё сначала … иногда бывает поздно.
Горизонт - это химера, пропасть, в которой можно пропасть навсегда. "Умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт", примерно об этом пела в песне "Горизонт" мудрая умница Новелла Матвеева:
Словно за горизонтом обрыв отвесный,
Пропасть, и пароходы идут, скользя,
Робко и осторожно держась над бездной,
Помня, что оступаться туда нельзя.
И вправду … о чём вспомнится в конце жизни? Вечный бег за новыми впечатлениями или ощущение себя посреди цветущей степи? По мне - второе! То есть, как говорил Будда, надо жить здесь и сейчас. А всё остальное (если это человеку нужно) придёт к нему само.