День рождения Алексея Маресьева - настоящего человека.

May 20, 2016 13:04

Сегодня день рождения Героя Советского Союза, боевого лётчика Алексея Петровича Маресьева. У меня к Маресьеву особое отношение ещё с детства, поэтому я с удовольствием отозвалась на эту дату.

При имени Маресьева мне первым делом вспоминается увиденный ещё в детстве художественный фильм "Повесть о настоящем человеке", 1948 года. В роли Маресьева (в фильме Мересьев) снялся Павел Кадочников - любимец советских зрителей ещё с фильма "Подвиг разведчика". Роль Павлу Петровичу удалась, за неё он получил Сталинскую премию второй степени.



Алексей Петрович Маресьев

Интересно, что позже, увидев фотопортрет настоящего Алексея Петровича Маресьева, я была разочарована непохожестью между ним и актёром. К счастью, разочарование было недолгим - понятно же, художественный фильм - это не документальная хроника! Теперь я вообще не представляю этот фильм без Кадочникова.

Павел Петрович очень хороший актёр, знаю его по многим фильмам, и все сыгранные им роли мне нравятся. Я читала, что к роли Мересьева он отнёсся очень ответственно, во время продолжительных съёмок, чтобы глубже вжиться в образ, ходил на протезах, даже отказался от дублёров и трудные и утомительные сцены, например, путь ползком сквозь сугробы, выполнял сам.

Повесть Бориса Полевого я прочла уже после просмотра фильма, книга мне тоже понравилась, в ней много умных, содержательных диалогов, высказываний, ставших ныне афоризмами. Помню созданные к тексту интересные и выразительные иллюстрации Н.Н.Жукова, за которые он получил Сталинскую премию второй степени.

Так что я знаю о Маресьеве? Знаю, что его самолёт был сбит 4-го апреля 1942 года над лесами Новгородской области. 18 дней раненный в обе ноги лётчик полз по занятой фашистами территории к линии фронта, питался шишками, засохшими с осени редкими ягодами, корой деревьев, обессилел, исхудал ... полуживого его нашли местные партизаны. В мае за ним прилетел самолёт, доставили в Москву. Врачи поначалу приговорили: "Не жилец" - гангрена, заражение крови, раненый еле дышал. Маресьева заметил профессор и приказал отправить в операционную, там хирурги ампутировали обе ноги, но жизнь сохранили.

Цитата из книги:
"После операции с Алексеем Мересьевым случилось самое страшное, что может произойти при подобных обстоятельствах. Он ушел в себя. Он не жаловался, не плакал, не раздражался. Он молчал."

Цитата из фильма:
Алексей: "Что тут скажешь, товарищ Комиссар, у него одной ступни не было, у меня двух!
Комиссар: Но ты же советский человек!"
Алексей: "Но он же на "Фармане" летал, это не самолёт, это этажерка, на нём ни ловкости, ни быстроты не надо ..."
Комиссар: "Но ты же советский человек!"
Алексей: "Советский ... человек. Советский!"

Кстати, я долгое время думала, что Маресьев стал Героем Советского союза именно за то, что, будучи тяжелораненым, целеустремлённо пробирался к своим, но это не так. Героя ему присвоили через год (в 1943-м), когда он спас в воздушном бою двух наших лётчиков и сбил два фашистских самолёта.

Однажды я видела самого Алексея Петровича Маресьева. Это было в московском "Комитете ветеранов войны". Помню, шла по коридору в поисках нужного мне кабинета и увидела на одной из дверей табличку с надписью "Алексей Петрович Маресьев". Была указана ещё должность, вроде "заместитель председателя", помню, остановилась у двери и подумала, неужели тот самый Маресьев, который на войне, в книге и в фильме? Даже трудно было поверить! Хотелось взяться за ручку и толкнуть дверь, но я не осмелилась. Чтобы я сказала? Здрасьте, Алексей Петрович, можно на Вас посмотреть? Потопталась у двери и пошла дальше.

Через некоторое время, идя обратно, я шагнула за угол коридора и увидела возле той двери фигуру широкоплечего человека в тёмном костюме. Я его сразу узнала, знакомое по фотографиям лицо, тёмные брови, прядка волос на лбу ... Я остановилась, не зная, идти ли дальше или повернуть назад ... Назад как-то несолидно, а если дальше, то - здороваться или нет? Маресьев стоял ко мне боком, коридор узкий, а он широкий и какой-то громоздкий, мимо спины не просочиться, да и неудобно молчком проползать вдоль стены ... Пока варианты действий проносились в моей голове, Алексей Петрович взглянул в мою сторону, потом стал закрывать дверь ключом.

Я вспомнила, как актёр Кадочников описывал свою первую встречу с Алексеем Петровичем: "Маресьев шел по длинному коридору чуть покачивающейся походкой. Мы узнали друг друга издали. Я подошел к нему, крепче пожал руку и вдруг понял, что сильно волнуюсь. Он ещё крепче пожал мою руку и почему-то сильно смутился. <...> Мы вошли в мою комнату, молча сели, не очень смело поглядывая друг на друга."

Вот и я не знала, как поступить. Маресьев, закрыв дверь, потоптался возле неё, а потом, слегка раскачиваясь в стороны, пошёл к выходу. Я проводила его взглядом, застыв на месте. А могла бы побежать следом ...

Встреча была минутной, но она потрясла меня той правдой жизни, которая объединяет легенду с реальностью. То, что я привыкла воспринимать, как памятник эпохи (герой войны, воспетый в книге и в фильме, казавшийся красивым вымыслом в силу своей легендарной известности), вдруг живой и настоящий вот так просто вышел из-за обыкновенной жёлтой двери и даже! посмотрел на меня!
Эпизод, конечно, пустяшный, но вот ... запомнился.

Интересный факт.
В 1973 году подвиг А.П.Маресьева повторил лётчик Юрий Козловский. Он отвёл свой сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик Су-7 с пустыми баками от Читы, чтобы падающий самолёт не обрушился на спящий город. Убедившись, что истребитель не повернёт обратно, лётчик катапультировался, но для парашюта не хватило высоты, и он раскрылся перед самой землёй. Козловский упал на высокую сопку, получив открытый перелом обеих ног. Трое суток Козловский полз по тайге, борясь со стужей, со сном и слабостью от потери крови. Когда его обнаружили вертолётчики, он был сильно ослаблен и обморожен. Врачи выходили героя, но ноги спасти не смогли.

Какими они были, советские люди?
Цитата немецкого офицера из повести о настоящем человеке:

"Главное, мы не знали и не поняли советских русских. Они были и останутся загадкой. Никакая самая хорошая агентура не может раскрыть истинного военного потенциала Советов. Я говорю не о числе пушек, самолетов и танков. Это мы приблизительно знали. Я говорю не о мощи и мобильности промышленности. Я говорю о людях, а русский человек всегда был загадкой для иностранца. Наполеон тоже его не понял. Мы лишь повторили ошибку Наполеона."



Борис Полевой. Повесть о настоящем человеке. Год издания 1950.
Моё фото.

наше кино, цитаты из книг, советские писатели, цитаты из кино, незабываемые встречи, даты радости, жизненное, мои фото, я вспоминаю, гордость нации

Previous post Next post
Up