О датском фильме "Слово" (1955)

Jan 08, 2016 13:26

"В начале было "Слово, и это слово было Бог" ... /Евангелия от Иоанна/

Традиция смотреть в божественные праздники фильмы на тему Иисуса Христа вошла в мою жизнь уже давно, и я стараюсь её уважать и поддерживать. Вчера православный мир (и я в том числе) отмечал Рождество Христово. Накануне я сходила на ночную службу в наш ближайший Храм Живоначальной Троицы (16 века), послушала песнопения, помолилась и наполнилась радостной благостью. И погодка соответствовала предстоявшему Празднику Рождества ... Было не очень морозно, шёл сочельнический снежок, лёгкий, пушистый, искрящийся сам по себе (даже в тех местах, где не было фонарей). Этот замечательный снежок замаскировал лужи и снежную грязь (от реагентов), покрыл деревья, скамейки, лестницы, автомобилии и тротуары, и всё вокруг стало выглядеть сказочно красиво и соответствовать ощущению Праздника!

Вчера, то есть в само Рождество, я посмотрела фильм "Слово" (1955) датского режиссёра Карла Теодора Дрейера - и в список моих любимых кинорежиссёров вошло ещё одно имя. И в коллекцию любимых фильмов, связанных с именем Иисуса Христа, - тоже. Впрочем, коллекция - это сильно сказано, в списке существовал всего один фильм о Христе режиссёра Пьера Паоло Пазолини "Евангелие от Матфея", но после просмотра "Слова" моя коллекция пополнилась ещё одним.

Я смотрела много фильмов на библейские темы, красочно показанные сцены из биографии и деяний Иисуса: рождение, святое семейство, апостолы, разговор с Пилатом, казнь Христа, воскрешение ... не оставили заметного следа в моей памяти - даже "Страсти Христовы" Мела Гибсона, хотя, помню, фильм произвёл сильнейшее впечатление!

Те фильмы в моём сознании остались лишь кино-живописными иллюстрациями к страницам Евангелия, а вот фильм Пазолини я вспоминаю часто. До сих пор не могу точно определить почему ... гениальность ли режиссёра, актёрское мастерство ли испанского студента в главной роли, сама ли личность Христа мастерски показанная ... не знаю, но фильм запомнился.

Вчерашний фильм тоже. "Слово" (Ordet) - экранизация пьесы Кая Мунка "В начале было Слово" (1955). Режиссёр Карл Теодор Дрейер снимал свой фильм в той деревне, где жил и проповедовал Мунк.

Сюжет.
Глава семьи Боргенов старый Мортен озабочен поиском истинной веры и не видит, что она рядом, в его среднем сыне Иоханнесе. Кульминация фильма - воскрешение Ингер, но к этому на протяжении фильма (по нарастающей) подводит истинная вера Иоханнеса в Бога и искренняя вера маленькой девочки (дочки Ингер) в чудо.



Вот я снова пришёл к вам, а вы не принимаете меня. Люди верят в мёртвого Бога, а живого не видят.

Ничего нет проще веры, но люди этого не понимают. Искренне считающие себя верующими, они постоянно ищут способы усложнить свою жизнь и уверены, что только препятствия и преодоления служат доказательством крепости их веры.

Иоханнеса считают сумасшедшим, но истинно верующих всегда считали сумасшедшими или, мягко говоря, блаженными. С первого появления в кадре Иоханнес напомнил мне князя Мышкина из "Идиота" Достоевского. Иоханнес учился богословию в университете, и ему открылась глубинная суть Учения Иисуса Христа (как она открылась однажды Льву Толстому) и пропитала его целиком ... настолько, что он стал считать себя вернувшимся к людям Иисусом.

Мортен Борген и Петер Петерсен (портной) оба веруют в Христа, и оба считают, что чтение молитв приближают их к Богу, что только молитвами они могут выслужить божью милость, которая явится к ним в виде чуда. И неважно, что первый видит светлую сторону христианства, а другой верует в неизбежность наказания на Страшном суде за греховность человеческой жизни. Главное, что при всей их набожности их вера по сути приспособленческая и поверхностная, в то время как вера Иоханнеса - это его суть, она пронизывает его насквозь и творит чудеса. Бог всё видит, и тех, кто в него верует и тех, кто лишь поклоняется.

Впечатляет, как подана роль Иоханнеса, в этом режиссёр и актёр сошлись воедино. То, как Иоханнес наглядно отобразил Веру в Бога (не эмоции, а чувство), заслуживает благодарности и уважения. Мало кому удаётся показать невидимое!

Иоханнеса сыграл датский актёр Пребен Лердорф Рай, скандинавские имена мной трудно запоминаются, но я это имя я запомню: человек, который так выразительно мог сыграть истинно верующего, достоин внимания и памяти!

Вопрос не в тему: меня всегда интересовал вопрос: влияла ли роль Иисуса Христа на последующее мировоззрение актёра? Или он приходил к роли уже со сложившимися понятиями о Учении Христа?

Сам фильм настолько строгий, лаконичный, чёткий, что другого слова, как "совершенный" я не нахожу. Накал действия происходит постепенно, смотришь фильм в возрастающем и затаённом ожидании неизвестного чуда, и оно происходит, что само по себе чудо!

Картина завоевала "Золотого льва" Венецианского кинофестиваля (1955), три премии "Бодиль" (1955), премию "Золотой глобу»" (1956) и др.

кино о христе, датское кино, иисус христос

Previous post Next post
Up