На выставке картин Павла Филонова, что проходила в Зарядье, я была ещё в марте, но всё было недосуг о ней написать. Сначала мешало потрясение, которое я испытала от этих картин, потом мешало восприятие личности художника, потом мысли широко растеклись на околофилоновские темы, и я не могла собрать их в связный рассказ, ... но впечатление о работах художника осталось неизменённым - потрясающее! Я до сих пор в убеждении, что видела что-то необыкновенно-грандиозное.
Филонова считают одним из лидеров русского авангарда и основателем аналитического искусства. Видимо, это так (я не специалист в живописи и воспринимаю её чисто созерцательно-интуитивно), но Филонов очень необычный художник. Не побоюсь сказать, но он один на тысячу лет. Его яркая, красочная живопись с оригинальной подачей темы родственна математике и конструктивным основам мироздания. Думаю, поэтому, в названиях многих его работ есть слово "формула" - формула весны, формула революции, формула космоса, формула петроградского пролетариата и т.д.
Есть люди, фанатично преданные своему жизненному предназначению, Павел Филонов из таких. В его голове теснились масштабные сюжеты, он спешил выложить их красками, рисовал, как одержимый, забывая не только поесть, но и лишая себя обычных житейских условий: голодал, мёрз, отказывал себе в тёплой одежде, в бытовых удобствах и ... творил, закрывшись в комнате. Денег в семье еле хватало на краски и бумагу (рисовал на бумаге, на картоне, на фанере) ... Разглядывая его картины, поражаешься тому, как велик его мозг, вмещавший космические масштабы мироздания.
Афиша выставки.
Павел Николаевич учил своих учеников своему методу: "Упорно и точно рисуй каждый атом. Упорно и точно вводи выявленный цвет в каждый атом, чтобы он туда въедался, как тепло в тело или органически был связан с формой, как в природе клетчатка цветка с цветом".
Не все замыслы художник изобразил в своих работах, не успел. Он умер в блокадном Ленинграде 3 декабря 1941 года от истощения. Организм, измученный голодом и сверхсильным трудом, сдался. Ученица Филонова Татьяна Глебова вспоминала: "8 декабря. Была у П. Н. Филонова. Электричество у него горит, комната имеет такой же вид, как всегда. Работы прекрасные, как перлы сияют со стен, и как всегда в них такая сила жизни, что точно они шевелятся. Сам он лежит на столе, покрытый белым, худой как мумия".
Увлечённый процессом создания какой-либо картины, Филонов часто не давал ей названия. Конечно, сам он знал, что изображает, но остальным приходилось умственно напрягаться. Готовя работы художника к первой выставке, работники Русского музея сами придумывали названия, исходя из изображения. Но к некоторым сюжетам придумать не могли, они так и остались безымянными.
Без названия. 1923. Холст, масло.
Свежие работы развешивались на стенах, законченные складывались на шкафу, и, когда кто-то хотел их посмотреть, картины доставались со шкафа и выставлялись у стен ... зрители рассматривали и ахали, но больше молчали, придавленные впечатлением!
Филонов экономил на всём, чтобы покупать краски и холсты (чаще картон, бумагу и даже фанеру), жил впроголодь, зимой и летом ходил в одних и тех же рубашке и брюках, но ни одна его картина не была им продана, хотя многие хотели их купить.
Я была в Петербурге на выставке работ учеников Филонова ... все картины (в силу таланта их авторов) прекрасны, но в них не было мощи и глубины и масштабности их учителя!
Однажды Филонова навестил художник Исаак Бродский, холёный барин, в тёплой шапке и в пальто на меху. Он не раздевался, так как в доме было очень холодно. Он долго смотрел на картины, молчал, а потом сказал: "Павел Николаевич, продайте хоть одну из них, вам хватит на еду, дрова и одежду, у вас же достаточно картин" ... Филонов ответил коротко: "Нет!" Он не продал ни одной своей картины, потому что это было бы для него предательством по отношению к себе.
Картины Филонова уцелели, потому что в годы войны его сестра Евдокия Николаевна сдала их (около 400 произведений) на хранение в Русский музей. Отдельного места (или даже музея) для этих картин нет, они до сих пор в запасниках Русского музея и лишь изредка выставляются.
Глядя на картины Филонова, диву даёшься простору воображения, причудливости пропорций, подаче образов ... Главные персонажи картин окружены массой деталей из ломаных линий, теней, пятен, и, на первый взгляд, кажется, что они так же уродливы, как абстрактные портреты Пикассо ... Но Филонов не абстракционист, он умел писать традиционно, пример этому лиричные пейзажи или портреты людей. Портрет своей сестры Евдокии Николаевны он написал в классической традиции, прекрасный портрет с большим сходством!
Искусствоведы дали оценку творчеству П.Н. Филонова, выражаясь специфическими терминами (на то они и специалисты), ну а я составила собственное мнение о Филонове. Он - уникальный художник, и уникальность его картин в том, что в них изображена сама жизнь в её прошлом, настоящем и будущем с помощью математических формул, а это непостижимо для моего гуманитарного ума.
Картины Филонова как ловушки, они затягивают, зазывают в глубину сюжета, в них погружаешься с головой и тонешь. Реальность нашего времени всё же заставляет вынырнуть на поверхность и отойти от картины с вопросом "что это было? явь или мираж?"
... В выставочном зале полумрак, яркие картины в простых рамочных обрамлениях освещены локально, они - проблески моего понимания гениальности непонятого современниками художника.
Всего на выставке было выставлено более 60 живописных и графических работ П.Н. Филонова, и я постаралась их все сфотографировать. Представляю лишь несколько картин из всего количества.
Описание картины "Пир королей" из статьи Русского виртуального музея: "Образы, созданные кистью Филонова, подчеркнуто гротескны - зловещий оскал личин, холод и тьма, зияющие из пустых глазниц, завораживающе торжественные жесты костяных рук. Вся сцена подобна видению Апокалипсиса - погруженная в сумрак, она озаряется лишь всплеском кроваво-красных отсветов. <...> Монстры, сидящие в креслах, похожих на гробы. Полные мучительной злобы (или злобной муки), они совершают ритуальное пиршество. Озаренные золотисто-красными и белыми вспышками адского пламени, светящиеся на черном фоне подобно витражу, предстают не столько жертвами, сколько демоническими вершителями людских судеб или, говоря языком самого Филонова, "дьяволами Бойни железобетонной".
7.
Рыбачья шхуна. 1913-1914. Бумага, дублированная на ватман и холст, масло.
Рыбачья шхуна. Так называется картина в авторском списке 1929 года (№35) и в 1930 году в каталоге выставки в Русском музее (№25).
Возможно, изображён эпизод из Евангелия, когда Иисус собирает вокруг Себя будущих апостолов - "ловцов человеческих душ" (Мф.4:18-24; Мк. 1:16-20; Лк. 5:1-11). "Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата Его, закидывающего сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: "Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. Они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Заведеева и Иоанна, брата его в лодке с Заведеем, отцом их, починивающим сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним".
Как и в других случаях Филонов не иллюстрирует евангельский текст. Он обобщённо изображает рыбаков и группу людей, над которыми возвышается странная фигура, как будто направляющая их движение. Рыбы, заполняющие полотно, - символ христианства - вполне соответствуют миссии будущих апостолов.
8.
Трое за столом. 1914-1915. Холст масло.
Трое за столом. В каталоге выставки Филонова в Русском музее (1930, №31) - "Трое за столом". Возможно, Филонов НЕ канонически изобразил Святую Троицу. На картине нет ни трёх ангелов (как на многих иконах, в том чимле "Троице" Андрея Рублёва), ни Авраама и Сарры. которых посетили три путника, нет других деталей, встречающихся у европейских художников, Филонов "очеловечивает" библейскую историю, воплощая в старике Бога-отца, в юноше рядом с ним - Святого Духа и в молодом человеке справа со скрещёнными на груди руками - Иисуса Христа. Стол. на котором стоят цветы, фрукты и кувшин - трапеза господня; чаша в руках Св.Духа наполнена кровью (вином) тельца, принесённого в жертву.
9.
Коровницы. 1914. Холст, масло.
Коровницы. Возможно изображён эпизод, связанный с отречением апостола Петра (Мф.26:71, Лк.22:34) Иисус сказал Петру, что в эту ночь прежде чем запоёт петух, он трижды отречётся от Него. Так и случилось. Когда в третий раз спросили у Петра, знает ли он этого человека (иисуса), Пётр ответил: "Нет". Услышав вдали пение петуха, он вспомнил слова Иисуса и горько заплакал.
В отличие от большинства художников, изображающих этот библейский сюжет с участием Петра, Филонов представил отречение только знаком, символом - поющим петухом.
10.
За столом. 1912-13. Бумага, дублированная на ватман и холст, масло.
За столом. В авторском списке 1929 года (№34) - без названия. В каталоге выставки Филонова в Русском музее (1930,№18) - "Застолом". Скорее всего Филонов изобразил Иисуса Христа среди учеников. Возможно, в этой сцене представлен момент перед Тайной вечерей, когда Иисус омывает ноги своим ученикам. Этот обряд олицетворяет смирение Христа.
11.
Нарвские ворота. 1930-1932. Бумага, дублированная на холст, масло.
Справа от текста я поместила фотографию Павла Филонова, сделанную в 1917 году во время его пребывания на Румынском фронте. Есть другие фото художника, одиночные и групповые, но этот снимок приковал моё внимание. Павлу Николаевичу на фото 34 года (до голодной смерти ещё 24 творческих года). Чем привлёк меня этот фотопортрет? Не знаю, как сказать ... Филонова оторвали от какого-то занятия, он поднял глаза и кротко взглянул на фотографа. Мне кажется, что этот застенчивый взгляд как нельзя точно отражает честную натуру художника и его чувствительную, добрую душу.