Господин Никто - книга и фильм.

Jun 21, 2024 12:41


Книги болгарского писателя Богомила Райнова (фото справа) о разведчике Эмиле Боеве (Бобеве)- мои любимые. Они - не собрание сочинений, я покупала каждую отдельно (по формату одинаковые, по оформлению разные), но в целом они составили цикл из 9-ти книг, объединённых общим героем. Я приобретала их везде, где бывала и где видела, две даже привезла из Болгарии. И сейчас в моей домашней библиотеке эти книги на первом месте (перед Диком Фрэнсисом, Агатой Кристи и Иоанной Хмелевской).

Я с интересом читала эти книги сразу по мере приобретения, да и позже читала не один раз, но сейчас нет желания их перечитывать, потому что 1. хорошо помню сюжет каждой, 2. до сих пор в памяти живы впечатления от первых прочтений, 3. есть удачные экранизации этих книг, которые, как ни странно, смотреть интересней, чем читать.
Недавно пересматривала экранизацию самой наиболее часто вспоминаемой мной книги - "Господин Никто". Удивительная, психологическая книга и такой же насыщенный напряжением, чувствами и сочувствием фильм!

Главный герой Эмиль Боев потрясающий человек потрясающей профессии. Сирота, выросший в детском доме, он по жизни одинок, без семьи, родных и близких, всем этим стала для него родная Болгария, которой он служил верой и правдой, выбрав профессией полную опасностей работу разведчика.
Во враждебном обществе, под десятками подозрительных глаз он вынужден быть естественным и даже беспечным, одновременно пребывая настороже и прокручивая в уме всевозможные варианты ситуаций и своих поступков. И - один, всё время один, даже любимая женщина была из стана врагов, ни расслабиться, ни расчувствоваться, ни спустить туго закрученную душевную пружину. Неимоверно трудная работа быть шпионом!

Что интересно, читая девятилогию об Эмиле Боеве, я долгое время не могла представить себе лицо этого главного героя. В книгах, конечно, есть иллюстрации, но они очень схематичные, отражающие в первую очередь сюжет, а не внешность главного героя.

По складу ума, размышлениям и поступкам Боева я понимала, что Богомил Райнов описывал самого себя, но романтический образ главного героя не совпадал в моём воображении с внешностью писателя. Понятно, что облик разведчика должен быть заурядным, и лицо писателя соответствовало этому, но ... хотелось более возвышенного и западающего в душу. Поэтому образ Боева долго был для меня туманным и без определённых черт. Он проходил для меня из книги в книгу без лица - настоящий господин никто!

Так было до тех пор, пока я не посмотрела одноимённую экранизацию 1969 года. Внешность главного героя сразу определилась, она стала внешностью актёра Косты Цонева. Образ господина Никто с внешностью и фактурой актёра приобрёл человеческое лицо и живой характер. Цонев в роли Боева сыграл человека контрастов: мужественный и нежный, безжалостный и чувствительный, решительный и осторожный, педант, но с широким размахом души, тонкий интеллектуал и мудрый философ, космополит и в то же время патриот своей родины.

Впечатление о книге сильное, а фильм создан проще, без размышлений и душевных терзаний. Этого требует жанр кинодетектива, ведь то, что в книге может описываться на нескольких страницах, в фильме сокращено до самого главного - это действия разведчика в центре осиного гнезда, когда не до чувствительных сентенций: задача киношпиона - узнать, проникнуть, рассчитать, применить и уничтожить. В экранизации коротко, но мастерски обрисована и показана суть многостраничной книги.

Выбор актёра на роль главного героя в "Господине Никто" отдельная удача. Коста Цонев ярко показал работу разведчика как пребывание в небывалой опасности, требующей виртуозности, нервов и ежеминутного напряжения. И - острого одиночества. К тому же Коста Цонев - актёр с обаятельной и мужественной внешностью, которая мне понравилась сразу.

Фильм - это не книга, но вызывает те же впечатления, что и чтение. Заслуга в этом, несомненно, принадлежит Богомилу Райнову, который выступил в роли сценариста, а режиссёр Иван Терзиев и Коста Цонев мастерски воплотили умелый сценарий на экране.
Фильм удался, и я заново посмотрела его с прежним удовольствием, не смотря на то, что экранизации уже 55 лет. Как известно, классика не стареет!



Эмиль Боев (Коста Цонев)

Болгария, 1969.
Кинокомпания "Студия на игрални филми "Бояна"
Режиссёр Иван Терзиев
Сценарист Богомил Райнов
В главных ролях Коста Цонев, Марита Бёме, Георги Черкелов, Северина Тенева, Искра Хаджиева
107 мин.

болгарская литература, фильмы-детективы, фильмы о разведчиках, экранизации, мнение о книге, мнение о кино, книги-детективы, болгарское кино

Previous post Next post
Up