На картине фламандского художника и рисовальщика Якоба Йорданса изображены четыре евангелиста - авторы четырёх канонических Евангелий - Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Эта картина интересна тем, что все четверо изображены вместе, хотя исторически при написании Евангелий они были далеки друг от друга во времени и в пространстве.
Из изображённых евангелистов сразу узнаётся лишь Иоанн, так как он был самым молодым среди апостолов. Остальные авторы на картине по именам неизвестны, и остаётся догадываться, кто из них кто. "Опознать" помогли бы отличительные символы, присущие каждому (Матфей - Ангел, Марк - Лев, Лука - Телец, а Иоанн -Орёл). Но символы обычно прилагались к иконописным изображениям, а картина Йрданса - не икона, а жанровое произведение на религиозную тему.
Якоб Йорданс. Четыре Евангелиста - Якоб Йорданс. 1625. Холст, масло. 133 x 118 см. Лувр, Париж, Франция.
Представленные мужи внешне похожи друг на друга и примерно одного возраста. Но если предположить, что художник изобразил евангелистов в порядке написания ими Евангелий, а первым считается Евангелие от Матфея, то тот, кто стоит за правым плечом Иоанна, - Матфей, в центре Марк, в правой части картины Лука.
Но это определение может быть не точным, так как современные библеисты считают автором первого Евангелия Марка. Его Евангелие было написано ещё при жизни святого Петра, который лично читал и одобрил сочинение своего ученика. То есть пока Матфей задумывал жизнеописание Иисуса Христа, сочинение Марка, записанное по свидетельствам и воспоминаниям Святого Петра, уже было осуществлено.
Хорошо, пусть Марк будет первым евангелистом, но для удобства изложения будем считать, что справа от Иоанна изображён всё-таки Матфей.
Судя по лицам евангелистов, можно предположить, что художнику позировал один и тот же человек (черты лица схожи), внешность которого художник несколько разнообразил, чтобы люди на картине не казались близнецами.
Известно, что Якоб Йорданс никуда дальше Фландрии не уезжал и в Италии не учился, поэтому люди на его портретах больше похожи на грубоватых фламандских крестьян. Но эти особенности живописи художника, наоборот, делают персонажей его картин понятнее, ближе и доступнее для понимания, что и наблюдается в картине "Четыре евангелиста".
Предположу, что художник изобразил Иоанна, Матфея, Марка и Луку за чтением ветхозаветного текста Библии, а именно Книги пророка Исайи, где древний пророк говорит о пришествии Мессии (Ис. 40:3-5.). Цитаты из Исайи все евангелисты вставили в свои Евангелия, но более полно цитата представлена в Евангелии от Луки (Лк. 3, 4-6), недаром художник изобразил его с пером и рукописью: "приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему".
Предположу далее, что евангелисты на картине читают следующий текст из Книги Исайи:
"Господь сильной рукой побеждает врагов наших, но Он же поддерживает нас, если мы спотыкаемся, и несет нас на руках, если у нас нет больше сил идти. Но самое удивительное, что мы - Его дети, и Он призывает нас к тому же. Быть сильными в немощи, поддерживать, утешать и укреплять слабых, и смиренно позволять утешить себя в слабости и печали; жить вместе, любить друг друга, быть Единым Телом Христовым - Церковью, и лично отвечать за себя перед Богом, твердо в своей индивидуальности стоять перед Ним, стараться снова стать такими, какими Он сотворил нас".
Юный Иоанн читает текст вслух, от усердия и благоговения перед ветхозаветной истиной он даже приложил палец к нижней губе. Матфей глядит в священную книгу, и так поражается мудрым изречения библейского пророка (ведь Христос повторил эти пророчества, чему Матфей был свидетель), что даже приоткрыл рот. Такое же сильное впечатление текст Исайи производит и на Марка. Он погружён в раздумья или в воспоминания. Лука не только слушает, но и записывает библейскую мудрость, которую позже вплетёт в своё Евангелие.
Матфей по-отечески опёрся о плечо Иоанна, Марк рукой поддерживает занавес, чтобы было больше света, Лука весь во внимании, чтобы не пропустить ни слова из услышанного.
В этом четверном портрете великолепно проявился живописный талант Якоба Йорданса и его прекрасное знание Библии. Чувствуется, что он не только знает тексты канонических Ветхого завета и Евангелий, но и биографии их авторов. Он знает, что изобразить их вместе будет неправильно, но в данном случае он это допускает, чтобы показать зарождение Евангелий и донести до зрителей Благую весть наступлении Царства Божия и спасении рода человеческого, которую провозглашал ученикам Иисус Христос.
Понятно, что прижизненные изображения евангелистов отсутствуют, но художник "оживил" их силой своего воображении и перенёс на холст вместе с собственным к ним отношением.
Образы апостолов вызывают приятные чувства. Они изображены не в иконографической, неподвижной традиции, а выглядят живыми и понятными. Это подчёркивается даже одеждой. Пожилые люди одеты по возрасту тепло, на Матфее тёплая, просторная накидка, на Луке уютная одежда в виде халата, Марк по всей вероятности тоже утеплился, но его одежда не видна из-за покрывала Иоанна, видна только правая рука апостола в тёмном (бархатном) рукаве. На Иоанне объёмное покрывало, похожее на простыню, в которую он укутался по самую шею. Очень живописно выписаны складки на покрывале Иоанна, они выразительно подчёркивают фактуру материала.
Истинный возраст евангелистов не известен, но если исходить из даты их гибели и разницы между датами, то они в почтенном возрасте. Резко контрастирует на фоне тёмных фигур изображение юного Иоанна. На вид он ещё отрок, но если учесть, что Иоанн написал своё Евангелие спустя много лет после гибели первых евангелистов, то это тоже оправдано. К тому же яркая фигура Иоанна на тёмном фоне сотоварищей - искусный живописный приём художника, привлекающий внимание.
Выражения лиц евангелистов показывают их неподдельный интерес к священному тексту, их натруженные руки и естественные позы выписаны натурально, вся картина в целом даёт яркое представление о том, какими могли выглядеть эти люди, жившие две тысячи лет назад, современники Иисуса Христа и написавшие о Нём самые вещие книги!