Картина Фалька, знакомая с детства.

Mar 17, 2024 17:15

Воспоминание из детства: я сижу за накрытым столом в гостях. Гости уже напились-наелись и беседуют друг с другом на разные темы. Сидящие напротив меня две тётеньки вспоминают весёлые случаи из жизни. Вдруг одна из них спрашивает другую: "А помнишь, как мы ходили в Манеж смотреть на голую Вальку?" Та, видимо, вспомнила, потому что обе громко захохотали. Я навострила ушки: что за Валька, да ещё голая? Но подробностей не услышала, потому что подали горячее, и дамы принялись за еду.

Но детская память цепкая и запомнила нескромные слова "голая валька". Много позже, когда я увлеклась историей живописи, то узнала, что они означали. "Голая валька" оказалась картиной художника Роберта Рафаилович Фалька "Обнажённая в кресле", и дамы за столом вспомнили именно её.

В голую Вальку "Обнажённая" превратилась из-за Н.С. Хрущёва, который первым посетил открывшуюся в Манеже выставку, показав себя тонким ценителем живописи. Картина Фалька привлекла его внимание своей необычностью. Кто-то из свиты тихонько подсказал: "это - "Обнажённая" Фалька"! Никита Сергеевич недопонял фамилию художника и переспросил: "Обнажённая Валька???" и разразился назидательной тирадой: "Я бы сказал тем людям, которые увлекаются всякого рода мазней, не рисуют, не создают картины, а буквально мажут их: вы, господа, говорите, что мы, видимо, не доросли до понимания вашего искусства. Нет, мы, наш народ понимаем, что хорошо, а что плохо".

Оценив картину Фалька как "плохо", он пошёл рассматривать выставку дальше, а произнесённое им "обнажённая Валька" через передачу слухов обкаталось в "голую вальку", и этот неологизм разнёсся по всей Москве. Народ валом повалил в Манеж, чтобы лично увидеть выставленную там какую-то голую Вальку.

Вот эта картина:



Фальк Р. Обнажённая в кресле. 1922-23. Холст. Масло. 130,5 x 111,5 Третьяковская галерея.

На картине изображена сидящая в кресле обнажённая женщина. Её фигура лишена естественного оттенка кожи и показана широкими мазками, создающими крупные цветовые пятна - серые, зелёно-голубые и коричневые. Игра тени и света и плавные линии передают ощущение здорового, женского тела. Женщина в кресле далеко не эталон женской красоты и даже физически некультурна, но именно эта откровенность и привлекает внимание, заставляя зрителей останавливаться у картины и подолгу её рассматривать.

Позировала Фальку известная натурщица Станислава Лаврентьевна Осипович. Эта дама была влюблена искусство и выставляла своё обнажённое тело бесплатно ради священного служения художественной музе. Она любила позировать в голом виде, так как художникам и скульпторам нравились выдающиеся формы её тела.

Картину Фальк писал в мастерской ВХУТЕМАСа. Шёл 1922 год, середина зимы, в мастерской очень холодно, обнажённую натурщицу усадили возле печки. Отсветы из буржуйки раскрашивали её тело причудливыми живописными пятнами. Художник Макс Берштейн вспоминал о том сеансе: "Станислава Лаврентьевна героически обнажила себя. Один бок у нее красный - покраснел от углей печки-буржуйки; а другой все еще оставался сине-зеленым".
Такая раскраска тела натурщицы была очень живописна и просто просилась на холст.

Роберт Фальк умер в 1958 году, а декабре 1962 года в Манеже открылась выставка в честь 30-летия Московского Союза художников. Картина Фалька стала одним из экспонатов этой выставки.

советская живопись, описание картин, советские художники

Previous post Next post
Up