"Там Озеров невольны дани
Народных слез, рукоплесканий
С младой Семеновой делил".
Пушкин. Евгений Онегин, гл.I
Екатерина Семёновна Семёнова (1786-1849) - актриса первой четверти 19 века, лучшая актриса Петербургского императорского театра, идеальная исполнительница трагических ролей. Публика восхищалась ею, а поэты посвящали ей стихи.
Карл Брюллов написал портрет Екатерины Семёновой, когда ей было 50 лет. Предчувствуя неизбежность заката своей театральной славы, Екатерина Семёновна ещё за 10 лет до их встречи покинула сцену.
Брюллов К.П. Портрет Екатерины Семёновой. 1836. Холст, масло.
Государственный центральный театральный музей имени А.А.Бахрушина
В течение многих лет она была гражданской женой богатого вельможи князя Ивана Алексеевича Гагарина, одного из вершителей судеб театра, имела от него трёх дочерей и сына. Она не могла узаконить брак, будучи играющей актрисой, и, только покинув сцену, смогла стать княгиней Гагариной. Но даже после венчания она продолжала ощущать высокомерие со стороны не только родственников мужа, но и всего его окружения.
Дочь крепостных смоленского помещика Путяты, она осознавала своё значение и достоинство. И отношение знати, как к бывшей крепостной и "комедиантке", глубоко оскорбляло великую актрису. Она не терпела никакой фамильярности в обращении со стороны лиц, стоящих выше её в сословной иерархии.
А.С. Пушкин писал: "Одарённая талантом, красотой, чувством живым и верным, она образовалась сама собою. Семёнова никогда не имела подлинника. <...> Игра всегда свободная, всегда ясная, благородство одушевлённых движений, орган* чистый, ровный, приятный и часты порывы истинного вдохновения, всё сие принадлежит ей и ни от кого не заимствовано".
По отзывам современников Семёнова идеально воплощала на сцене образы, созданные драматургией своего и античного времени. Музыкальность и ритмичность стихотворной речи, обязательной в классицистической трагедии, предписывали ей пластичность, внешнюю выразительность движений и напевность при произнесении монолога. Современники говорили, что Семёнова свои монологи "пела".
С уходом актрисы из театра с театральных афиш стали исчезать пьесы Корнеля, Расина, Озерова. С её уходом фактически завершилась эпоха русского театра - эпоха классицизма.
Покинув сцену в 1826 году, Екатерина Семеновна, княгиня Гагарина, переехала из Петербурга в Москву, где Карл Брюллов написал её портрет, который создал за несколько сеансов. Он спешил, чтобы запечатлеть великую трагическую актрису, пока её античная красота не увяла от приближающейся старости.
Художник изобразил Семёнову-Гагарину в собирательном образе античных героинь, роли которых она блистательно воплощала на сцене - Антигону, Поликсену, Медею, Федру, Аменаиду и других.
По происхождению Екатерина Семёновна никаким образом не относилась царскому роду, но, почитая Актрису царицей сцены, Брюллов подчеркнул её царственное положение в русском театральном искусстве, укрыв её стан накидкой с горностаевым мехом.
Жаль, что в то время не было ни кинематографа, ни видео, даже фотографии ещё не было, которые могли бы наиболее точно запечатлеть внешность актрисы, её мимику, движения, голос ... но хорошо, что остались живописные портреты (есть ещё портрет молодой Семёновой работы Кипренского), которые сохранились до нашего времени, и мы можем увидеть, как она выглядела!
Умерла Екатерина Семёновна в Петербурге в 62 года от тифа. Её могила находится в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры.
*орган - голос артиста