Художник Борис Григорьев "Первый мастер на свете".
Feb 03, 2024 07:47
Выставка работ Бориса Дмитриевича Григорьева (1886-1939), проходила в Петербурге в Шуваловском дворце на Фонтанке (Музей Фаберже). Григорьев, человек яркого таланта, мирискусник, декадент, "историк славянской души", модернист, живописец-новатор, график и писатель, мало известен в России. Хотелось написать о Григорьеве и его творчестве подробно, но об этом хорошо написано в журнале моей жж-подруги eho-2013, поэтому повторяться не буду.
На выставке было размещено двести работ Григорьева, охватывающие все периоды его творчества. Представлены не только живописные пейзажи и портреты, но и иллюстрации к печатным изданиям, в частности, Гоголя и Достоевского. Многие произведения Григорьева представлены впервые.
Хотелось бы поместить все работы художника, но по понятным причинам это невозможно, поэтому представляю лишь несколько его живописных картин. ***
Борис Григорьев. Автопортрет.1914. Бумага, уголь, графитный карандаш, лаг. 27,7х21. Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств. Музей-квартира И.И. Бродского.
На стене вестибюля размещено увеличенное полотно Григорьева с гротескными героями пьесы Гоголя "Ревизор" и надписью "Первый мастер на свете". В центре изображён городничий, показывающий кулак, этот жест можно понять, как образ страны ("революционный кулак"), из которой художник уехал в 1919 году и в которую уже не вернулся. На родине его причисли к "белым эмигрантам", и имя Григорьева было вычеркнуто из русской культуры.
Осенью 1919 года Григорьев с женой и маленьким сыном приехали в Петроград, откуда на лодке тайно переплыли через Финский залив в Финляндию, откуда к концу 1920 года перебрались в Париж.
Почему выставка называется "Первый мастер на свете"? Это начало фразы из письма Бориса Григорьева поэту-футуристу Василию Каменскому: "Сейчас я первый мастер на свете… Я не извиняюсь за эти фразы. Надо знать самому, кто ты, иначе не будешь знать, что и делать".
Писатель Алексей Толстой писал о цикле "Расея": «Эту лыковую Россию Вы носите в себе, потому так и волнуют эти полотна, через них глядишь в глубь себя. Где на дне, не изжитая, глухая, спит эта лыковая тоска, эта морщина древней земли".
Ревизор. Около 1935. Холст, масло. 79,7х329,6 Культурно-исторический фонд "Связь времён"(организатор выставки и владелец Музея Фаберже).
Далее посетителей к просмотру направляет указатель, размещённый на фоне картины Григорьева "Улица блондинок". Справа оригинал картины.
Улица блондинок. 1917. Холст, масло. 253 х 143. Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств. Музей-квартира И.И. Бродского.
Лики России. 1921. Из цикла "Рассея". Холст, наклеенный на дерево, масло. 200х250. Государственный комплекс "Дворец конгрессов" Эта картина выставлена отдельно от других. Она для художника особенная, и он не расставался с ней до конца жизни. Лица изображённых людей похожи на лики иконных образов, но наделённых гротескными чертами. Григорьев говорил: "В дни революции, когда люди перестали наблюдать за собою, когда стали раскрываться на все сто сотых, бесстыдно обнажая все человеческое, вплоть до звериного, я пытался разглядеть целый народ, найти его истоки… Это было страшно, но ненависть заставила меня все же изображать… Кто не видал революции, тот и народа не увидел".
Цикл картин "Расея", созданный "в разгар революционного вихря", охватившего всю страну, стал попыткой художника понять феномен души русского человека.
Цветы. Декоративное панно. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.
Работы художника для выставки предоставили: Государственная Третьяковская галерея, Государственный комплекс "Дворец конгрессов", Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственный Русский музей, Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук (Музей-квартира Максима Горького), Научно-исследовательский музей при Российской Академии художеств (Музей-квартира И.И. Бродского), Новгородский музей-заповедник, Псковский музей-заповедник, Российский национальный музей музыки, Тульский музей изобразительных искусств и частные собрания. Выставка проходила с 22.09.23 по 28.01.24. Справа фото Б.Д. Григорьева.