Две маски Людвига ван Бетховена - прижизненная и посмертная.

Dec 17, 2023 21:10

Существует немало портретов Людвига ван Бетховена, из них 15 прижизненных плюс один силуэт. Последним портретом Бетховена считается работа художника Иоганна Стефана Деккера 1823 года. Остальные портреты, созданные после этой даты и после смерти Бетховена, считаются фантазиями художников, которые изображали композитора в соответствии со своими эмоциями после прослушивания его произведений, в частности 5-й или 9-й симфоний.

Но среди прижизненных изображений Бетховена есть одно, считающееся единственным абсолютно объективным изображением внешности великого композитора - это прижизненная маска, созданная в 1812 году скульптором Францем Кляйном. На основе этой маски в последующем времени создавались новые живописные изображения великого Бетховена.

История возникновения прижизненной маски изложена в книге американского музыковеда Николая Слонимского "Книга музыкальных историй".

В 1812 году рояльный мастер Андреас Штрайхер вместе с супругой Нанетт решили открыть салон по продаже фортепиано, который одновременно стал бы концертным залом. Они решили украсить салон бюстами знаменитых музыкантов, среди которых непременно должен был находиться бюст их друга Людвига ван Бетховена.

Чтобы бюст был реалистичным, решено было создать его по маске, снятой с лица композитора. Выполнить эту работу согласился австрийский скульптор Франц Кляйн, который владел техникой создания гипсовых копий с оригинала. Бетховен согласился на эту процедуру.

Его лицо смазали толстым слоем масла, в нос вставили две соломинки, чтобы дышать, на глаза наложили кусочки бумаги, а всё лицо покрыли жидким гипсом. Процесс не был завершён до конца, так как, почувствовав, что гипс на лице твердеет, Бетховен испугался и сбросил маску. Почти готовая маска упала и разбилась на две части.

Кляйн сложил обе части по месту разлома и замазал гипсом шов так, что маска получилась целой и могла послужить формой для отливки бюста. Добавить волосы, одежду и "оживить" глаза было делом техники.



Маска и бюст Бетховена работы Франца Кляйна

Кляйн создал бюст Бетховена, который сначала украшал музыкальный салон, а потом долго и бережно хранился у членов семьи Штрайхеров. В 1890 году бюст был передан в Городской исторический музей Вены, где с него отлили копию для Дома-музея Бетховена в Бонне (Beethoven-Haus).



Маска Бетховена работы Франца Кляйна в Beethoven-Haus. Фото из Интернета.

Ниже отрывок из мемуаров австрийского поэта Иоганна Фогля рассказывающий, как проходил процесс создания другой маски Бетховена, но уже посмертной.

Молодой скульптор Йозеф Данхаузер ещё при жизни Бетховена уговорил его зайти к нему в студию (в Вене) для процедуры снятия маски. Бетховен согласился.

Скульптор попросил Бетховена снять пальто и расстегнуть рубашку. "Надеюсь, вы не собираетесь меня обезглавить" - заметил Бетховен. Данхаузер успокоил его. Затем он маленькими кусочками бумаги закрыл глаза Бетховену, намазал маслом подбородок и щеки, наложил на лицо толстый слой гипса и сунул Бетховену в рот трубочку, чтобы он мог через нее дышать. Бетховен подчинился. Но когда гипс начал застывать, Бетховен забеспокоился по поводу затвердения маски.

Английский скрипач Джон Элла так описывает этот эпизод в своих "Музыкальных набросках":
"Неожиданно вскочив, с дыбом стоящими волосами, Бетховен попытался освободиться от гипса и закричал: "Господин! Вы бандит и чудовище!"
- "Ради Бога! Досточтимый капельмейстер" - заикаясь, пробормотал обескураженный скульптор.
Но Бетховен резко оборвал его: "Негодяй, злодей!"
- "Но... Позвольте..."
- "Прочь!" - заорал Бетховен. Сокрушив в вдребезги стул, на котором он только что сидел, и схватил свою шляпу и сюртук, Бетховен выбежал из комнаты, забыв надеть все это на себя.

Данхаузер устремился вслед за этим бушующим человеком, пытаясь утихомирить его. Но Бетховен, вырываясь из его рук, восклицал: "Прочь, наемный убийца! Не прикасайтесь ко мне или я задушу вас". Крича все это, он выбежал из дома Данхаузера, с шумом захлопнув дверь за собой. Гипс все еще закрывал его лицо".

Снять маску с лица живого Бетховена у Данхаузера не получилось, но зато получилось после смерти композитора. Узнав, что Бетховен умер, Данхаузер спешно связался с его другом Стефаном фон Брёйнингом и выпросил разрешение снять с лица Бетховена гипсовый слепок. Брёйнинг согласился, и Данхаузера допустили к телу композитора.

Скульптор и его брат Карл, пришли к смертному одру Бетховена рано утром 28 марта. Но, прежде чем Данхаузер приступил к работе по созданию маски, над головой Бетховена уже потрудился врач, которому нужно было определить причину глухоты Бетховена. Врач вскрыл череп, удалил внутреннее ухо и ушные раковины. Причину он не установил, но проведённая операция по изъятию частей черепа, значительно повлияла на лицо покойного и без того отмеченное болезнью.

Сначала Данхаузер зарисовал карандашом голову и руки Бетховена, потом начал готовиться к наложению гипса, тут возникло непредвиденное обстоятельство: за то время, что умирающий Бетховен провёл в постели, его ни разу не брили. Данхаузер послал за парикмахером, чтобы побрить покойного, но тот потребовал за работу дукат - по тем временам очень большие деньги, а у молодого скульптора такой суммы не было. Ему пришлось брить Бетховена самому.



Йозеф Данхаузер. Зарисовка Бетховена на смертном одре и маска с лица Бетховена.

В результате был получен негативный слепок лица покойного, то есть форма для отливки посмертной маски.
Процесс изготовления.
Форму кладут выпуклой частью вниз, а сверху заливают гипсом для позитивной отливки. Когда заливка отвердевает, то форму отделяют от позитива. Если форма не снимается, ее разбивают легкими ударами деревянного молотка или долота, иногда форма разбивается на мелкие осколки. Гипсовая форма лица Бетховена (негативный слепок) не сохранилась.

Позитивный (оригинальный) слепок с лица Бетховена был подарен Йозефом Данхаузером в 1840 году композитору Ференцу Листу. Сейчас эта маска хранится в Вене в Городском историческом музее.

бетховен

Previous post Next post
Up