Ассоциация-3. Две Данаи.

Dec 05, 2023 18:37

Ассоциация - это связь между отдельными фактами, событиями, предметами или явлениями, в результате которой при упоминании одного образа в памяти всплывает множество других, так или иначе относящихся друг к другу.

Картина Тициана "Даная" из Эрмитажа вызвала в памяти изображение "Данаи" Филиппа Малявина, увиденную мной на арт-сайте в Интернете, и возникла ассоциация по сходству названий и сюжета.

Даная - девушка из греческого мифа с несчастной судьбой. Её отец царь Аргос Акрисий узнал, что погибнет от руки своего внука Персея. Убить дочь у Акрисия не хватило духу, но он позаботился о том, чтобы она ни от кого не забеременела. Царь поместил её в высокую башню без окон, но не проверил прохудившуюся крышу, а именно через неё к Данае проник небесный сластолюбец Зевс (в римской мифологии Юпитер) и в виде дождя из золотых монет просочился в её святая святых и оплодотворил её.

Тициан, вдохновлённый эротической темой мифа, изображал процесс соблазнения пять раз. На всех его картинах Даная в одной и той же позе, изменялось лишь её окружение и её лицо: она то безучастная, то в ожидании процесса, то с выражением полученного удовлетворения. Зевс же на каждой картине продолжал оставаться неутолённым, и его дождь из золотых монет сыпался и сыпался, так что служанке пришлось подставлять под монеты фартук (на одной картине) или поднос (на другой).

Из всех работ Тициана я выбрала ту, где Даная возлежит с умиротворённым выражением лица (ротик открыла, глазки закатила ...), видимо, Зевс уже доставил ей удовольствие (монетами!).



Тициан Вечеллио. Даная. 1553-1554. Холст, масло. 128 × 178 см. Эрмитаж.
Авторская копия "Данаи" из Музея Прадо, Испания.

Тициан был представителем эпохи Высокого Возрождения, и все варианты его "Данаи" - это классика эпохи. А вот "Даная" художника Малявина Филиппа Андреевича - пример русского импрессионизма.

Художник рисует картину в своей привычной манере - яркими красочными пятнами в смелых мазках, из которых не совсем понятно, где Даная находится: то ли лежит на корабле под красным парусом, то ли на берегу моря в лебяжьем пуху, то ли на подобии постели ...

Образ малявинской Данаи понимается двояко.
В первом варианте: золотой дождь разбудил девушку, она развернулась и сердито смотрит: кто там помешал ей спать? Она даже загораживается ладошкой (уйди, охальник) и крепко закрывает крепким бедром интимное место. В этом варианте непонятно одно: если её разбудили, то зачем она легла спать в нарядной, но жёсткой диадеме?



Малявин Ф.А. Даная. 1900-е. Холст, масло. 54х72 см. Частное собрание.

Второй вариант объясняет наличие диадемы. Даная надела её, потому что приготовилась к встрече с любимым человеком, прихорошилась, обнажилась и, ожидаючи лёжа на боку, случайно задремала. Её разбудило чьё-то прикосновение. Она повернула голову и приподняла красную материю: кто там? Сначала кажется, что она сердится, но при увеличении изображения заметно, что лицо Данаи выражает живое любопытство, смешанное с некоторым опасением (тот ли, кого я жду?).

И неизвестно, что будет дальше, произойдёт ли интимный процесс или золотой дождь прольётся напрасно, этот вопрос художник оставляет открытым, предоставляя ответить самим зрителям ...

русская живопись, ассоциации, описание картин, мысли вслух, зарубежная живопись

Previous post Next post
Up