Ассоциация - это связь между отдельными фактами, событиями, предметами или явлениями, в результате которой при упоминании одного образа в памяти всплывает множество других, так или иначе относящихся друг к другу.
Картина Тициана "Даная" из Эрмитажа вызвала в памяти изображение "Данаи" Филиппа Малявина, увиденную мной на арт-сайте в Интернете, и возникла ассоциация по сходству названий и сюжета.
Даная - девушка из греческого мифа с несчастной судьбой. Её отец царь Аргос Акрисий узнал, что погибнет от руки своего внука Персея. Убить дочь у Акрисия не хватило духу, но он позаботился о том, чтобы она ни от кого не забеременела. Царь поместил её в высокую башню без окон, но не проверил прохудившуюся крышу, а именно через неё к Данае проник небесный сластолюбец Зевс (в римской мифологии Юпитер) и в виде дождя из золотых монет просочился в её святая святых и оплодотворил её.
Тициан, вдохновлённый эротической темой мифа, изображал процесс соблазнения пять раз. На всех его картинах Даная в одной и той же позе, изменялось лишь её окружение и её лицо: она то безучастная, то в ожидании процесса, то с выражением полученного удовлетворения. Зевс же на каждой картине продолжал оставаться неутолённым, и его дождь из золотых монет сыпался и сыпался, так что служанке пришлось подставлять под монеты фартук (на одной картине) или поднос (на другой).
Из всех работ Тициана я выбрала ту, где Даная возлежит с умиротворённым выражением лица (ротик открыла, глазки закатила ...), видимо, Зевс уже доставил ей удовольствие (монетами!).
Тициан Вечеллио. Даная. 1553-1554. Холст, масло. 128 × 178 см. Эрмитаж.
Авторская копия "Данаи" из Музея Прадо, Испания.
Тициан был представителем эпохи Высокого Возрождения, и все варианты его "Данаи" - это классика эпохи. А вот "Даная" художника Малявина Филиппа Андреевича - пример русского импрессионизма.
Художник рисует картину в своей привычной манере - яркими красочными пятнами в смелых мазках, из которых не совсем понятно, где Даная находится: то ли лежит на корабле под красным парусом, то ли на берегу моря в лебяжьем пуху, то ли на подобии постели ...
Образ малявинской Данаи понимается двояко.
В первом варианте: золотой дождь разбудил девушку, она развернулась и сердито смотрит: кто там помешал ей спать? Она даже загораживается ладошкой (уйди, охальник) и крепко закрывает крепким бедром интимное место. В этом варианте непонятно одно: если её разбудили, то зачем она легла спать в нарядной, но жёсткой диадеме?
Малявин Ф.А. Даная. 1900-е. Холст, масло. 54х72 см. Частное собрание.
Второй вариант объясняет наличие диадемы. Даная надела её, потому что приготовилась к встрече с любимым человеком, прихорошилась, обнажилась и, ожидаючи лёжа на боку, случайно задремала. Её разбудило чьё-то прикосновение. Она повернула голову и приподняла красную материю: кто там? Сначала кажется, что она сердится, но при увеличении изображения заметно, что лицо Данаи выражает живое любопытство, смешанное с некоторым опасением (тот ли, кого я жду?).
И неизвестно, что будет дальше, произойдёт ли интимный процесс или золотой дождь прольётся напрасно, этот вопрос художник оставляет открытым, предоставляя ответить самим зрителям ...