Картина "Неравный брак". Так ли всё плохо?

Nov 24, 2023 14:24

"Я пересмотрел свои взгляды. Опять все понравились!"
Анекдот.

Есть поговорка "никогда не говори никогда". Жизнь подсказывает, что поговорка права. С течением времени меняются взгляды и приоритеты, и то, что вчера было чёрным, становится белым, а осуждение сменяется одобрением. С годами приходит мудрость и понимание, что нельзя относиться к жизненным проявлениям категорично, и личное мнение живёт недолго.

Сейчас перечитала своё мнение о картине Василия Пукирева "Неравный брак", написанное шесть лет назад, и задумалась: а так ли всё плохо?! Нет, я по прежнему против браков с большой разницей в возрасте, так как это противоестественно. Когда невеста вдвое-втрое старше жениха - это, мягко говоря, смешно и противно. Когда жених, глубокий старик, женится на юной девушке, то это уже не смешно.

Но всё течёт, всё меняется, и убеждения тоже. Сейчас, глядя на ту же картину, предположу другое.



Пукирев В.В. Неравный брак. 1862. Холст, масло. 173 × 136,5 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Принято считать, что изображённую на картине девушку насильно выдают замуж за старого и нелюбимого. Я сама так считала. Девушка, похоже, бесприданница, а жених завидная партия. Её заставили идти под венец и понятно, что согласия не спросили. Главное в семье - слово отца - сказал, пойдёшь, значит, пойдёшь.

А если в семье нет отца, то правила устанавливает мать. Как, например, Харита Игнатьевна из пьесы А.Островского "Бесприданница". Она желает счастья дочерям, старшую выдала замуж за кавказского князька, который из ревности её прирезал, младшую выдала замуж за богатого иностранца, который оказался игроком-шулером. Да и средней дочери Ларисе она говорит: "Мы люди бедные, нам унижаться-то всю жизнь. ... Так уж лучше унижаться смолоду, чтоб потом пожить по-человечески".
[Далее ...]
Татьяну Ларину тоже отдали за нелюбимого, но богатого. На "ярманке невест" её приметил "важный генерал". Посватался. Мать, многочисленные тётушки и кузины уговорили Таню согласиться на брак, и она не перечила:

Меня с слезами заклинаний
Молила мать; для бедной Тани
Все были жребии равны...
Я вышла замуж.

У Ларисы Огудаловой, у Катерины из "Грозы", у молоденькой Анны Керн участь была незавидная. Лариса от отчаяния согласилась выйти замуж за Карандышева, Катерина несчастливо замужем за молодым, но бесхарактерным Тихоном. У обеих беспросветная жизнь. Для цельных натур такая жизнь мучение, поэтому выход один - смерть. Лишь Анна Керн не утопилась и не нарвалась на пулю, а просто ушла от мужа.

Татьяне Лариной повезло. Она, выходя замуж без любви, сумела разглядеть в муже благородство, заботу и внимание ... и безразличие постепенно сменилось признательностью, глубоким уважением и дружбой, что равносильно любви.

А почему бы заплаканной девушке на картине Пукирева не последовать примеру Татьяны Лариной? Успокоиться самой и начать жить дальше пусть не с любимым человеком, но достойным. И, по возможности, принести ему счастье (тоскливо жизнь моя текла, она явилась и зажгла, как солнца луч среди ненастья).

А о чём думает девушка на картине Пукирева? О своём несчастье, о загубленной жизни, о разлуке с любимым, который хоть стоит позади неё, но уже недосягаемый. Она ощущает себя жертвой, агнцом на закланье. Вместо пылкого чувства, жарких рук возлюбленного она ожидает слюнявые поцелуи старческого рта и трясущиеся от сладострастия руки, жаждущие молодого тела.
Потому и понурый вид, и покрасневшие глаза и слабая рука, готовая выронить свечку ...
Н-да, незавидное будущее.

Но почему незавидное? Ведь старый жених не обязательно деспот. Вот он, стоит рядом с невестой: внешность приятная, рост высокий, фигура статная, к тому же богат, при высокой должности и положению в обществе ... Единственный "недостаток" - возраст, но, как сказал герой фильма "В джазе только девушки", у всех свои недостатки.

И если этот человек любит невесту (любви все возрасты покорны), как любит князь Гремин Татьяну Ларину (я скрывать не стану/безумно я люблю Татьяну), то она его тоже полюбит, не как Дездемона (она его за муки полюбила), а, как Татьяна, из уважения и доброго отношения (я буду век ему верна).

Конечно, хотелось бы мужа помоложе, но есть немало примеров, что браки с большой разницей в возрасте оказывались счастливыми.

Хотя, пример с замужеством Татьяны Лариной неудачный. Почему-то считается, что её выдали за старика, но у Пушкина нет ни слова о возрасте князя N, он был просто "важный генерал" (А глаз меж тем с нее не сводит / Какой-то важный генерал...).

Князь N - боевой генерал, израненный в боях, но это не означало, что он был старым, многие участники войны 1812 года становились "молодыми генералами" (о, молодые генералы своих судеб!) Князь N, родственник и друг Онегина, был не намного его старше ("С Онегиным он вспоминает Проказы, шутки прежних лет".)

Рассматриваю картину Пукирева и заново объясняю для себя её сюжет, но уже с позиций оптимизма. Пора перестать сочувствовать девушке на картине! А вдруг всё не так плохо!

Предположу, что она не сильно переживала, соглашаясь пойти под венец. Покрасневшие глаза можно объяснить тем, что она не спала всю ночь, волнуясь перед венчанием, а теперь стоит перед священником полусонная настолько, что жених внимательно на неё посматривает, не упадёт ли в обморок?! И её покорная поза - это правила приличия, так полагается в обряде венчания.

По церковным правилам обручальное кольцо священник надевает сначала жениху, а уже потом невесте. На картине девушка протягивает руку для кольца, значит, жених уже с кольцом, то есть уже - муж. Сейчас священник и ей наденет кольцо, и она станет мужниной женой. Кольца - символ верности и нерушимости (у кольца нет конца) брачного союза. Я надеюсь, что у жениха и невесты на картине брак будет счастливым.

О женихе.
Моё внимание привлёк орден на его груди. Наукой фалеристикой я специально не занимаюсь, просто люблю разглядывать ордена, особенно награды императорской России. Они очень красивые: звёзды, знаки, цепи, ленты ... к тому же каждый орден даёт интересную информацию о его обладателе.



Императорский орден Святого равноапостольного князя Владимира со звездой и знаком.
Звезда полагалась лишь к 1-й и 2-й степеням.

Жених (или уже муж?) на картине Пукирева облачён во фрак, на левой стороне груди звезда ордена, а на шейной ленте знак этого ордена. По звезде и знаку понятно, что это орден св. Владимира 2-й степени. По статусу таким орденом награждались генерал-майоры, контр-адмиралы и действительные статские советники. Так как жених на картине человек гражданский, то орден ему пожалован за заслуги на государственной службе.

По табели рангов у него чин IV класса, то есть он - действительный статский советник, к которому полагалось обращаться "Ваше превосходительство". А у действительного статского советника должность была не ниже директора департамента. Вспомним рассказ Чехова "Толстый и тонкий": "Нет, милый мой, поднимай повыше,- сказал толстый.- Я уже до тайного дослужился... Две звезды имею".

Орден св. Владимира (особенно 1 и 2-й степеней) давал своим обладателям богатые привилегии, например, право потомственного дворянства.

Если девушка с головой, то она приспособится к разновозрастному браку и заживёт хорошо. А что касается любви, то по русской народной мудрости - стерпится-слюбится. К сожалению, в молодости девушки так не думают ("как не полюбить буфетчика Петрушу?") ))). Не спорю, любовь - это прекрасно, но ведь надо думать и о будущем.

цитаты из книг, личное мнение, пушкин, описание картин, евгений онегин, русские художники, русская живопись, психология, ордена

Previous post Next post
Up