О фильме-экранизации "Последняя жертва". 1975.

Oct 09, 2023 00:09

Экранизация пьесы А.Н. Островского "Последняя жертва" (1975) режиссёра Петра Тодоровского стоит у меня на втором почётном месте (после "Жестокого романса" Э. Рязанова). Прекрасный фильм. Полное погружение в атмосферу 70-х годов 19 века и удовольствие от игры замечательных актёров.

В фильме три главных героя: красивая вдова Юлия Павловна Тугина (Маргарита Володина), богатый купец Фрол Федулыч Прибытков (Михаил Глузский) и игрок-картёжник Вадим Григорьич Дульчин (Олег Стриженов).

Юлия Павловна.
Маргариту Володину я всегда ассоциировала с ролью комиссарши в "Оптимистической трагедии" ("ну, кто ещё хочет комиссарского тела?") и увидеть её в "Последней жертве" было для меня приятной неожиданностью. Даже не верилось, что по-мужски жёсткая женщина-комиссар с военного корабля из фильма Самсона Самсонова перевоплотилась в женственную, мягкосердечную, любящую женщину в фильме Петра Тодоровского.

Муж Юлии Павловны умер, оставив супруге солидное состояние. Жить бы ей в достатке и поживать себе в удовольствие (как Анна Сергеевна Одинцова в "Отцах и детях"), но молодая вдова имела несчастье влюбиться в человека, который видел в ней только денежный источник.

Для своего возлюбленного Юлия Павловна не жалела денег, а когда они иссякли, то пошла занять в долг у Фрола Федулыча. Юлия Павловна мечтала, чтобы они с Дульчиным поженились, горячо молилась об этом и не напрасно: Дульчин (в порыве раскаяния) пообещал на ней жениться. Ах, какое счастье!



Юлия Павловна. Грустит в ожидании Дульчина.

Вадим Дульчин.
Эту роль превосходно сыграл Олег Стриженов. Его герой красив, умён, образован, обаятелен и умеет нравиться женщинам. У него был всего один недостаток - не было ни гроша за душой. Дульчин мог бы сделать хорошую карьеру и не нуждаться, но ему мешала болезненная привязанность к карточным играм. Он часто проигрывал, всегда был в поиске денег, искренне страдал от этого, но продолжал играть - надежда выиграть большие деньги никогда его не покидала.



Обаятельный Вадим Григорьич Дульчин. Пришёл к Юлии Павловне за очередной порцией денег.

Фрол Федулыч.
Эту роль с блеском сыграл замечательный Михаил Андреевич Глузский. Этот главный герой понравился мне больше всех.
Глузский Михаил Андреевич один из моих любимых актёров, и я обрадовалась, увидев его в этом фильме. Богатый купец Прибытков занимает в фильме большую часть экранного времени, и сцены с его присутствием я смотрела с огромным удовольствием.



Фрол Федулыч. Любуется Юлией Павловной.

Фрол Федулыч ненавязчиво ухаживал за Юлией Павловной, но её сердце было отдано Дульчину (любовь слепа). А ведь Прибытков, хоть и в возрасте, завидный жених: с приятной внешностью, модно одетый, вежливый, умный, проницательный, знающий цену деньгам, любящий искусство и, главное, богатый! В обществе Фрола Федулыча почитали как человека честного и порядочного и считали за честь быть с ним знакомым.

Фрол Федулыч понравился мне ещё тем, что умел приумножать свой капитал не из желания стать богаче, а потому, что ему нравилось это делать, у него был талант предпринимателя, призвание, которое можно назвать профессией. С таким человеком, как купец Прибытков, никогда не будет нужды, но Юлия Павловна, зачарованная любовью к Дульчину, не замечала достоинств Фрола Федулыча.
[Далее ...]
Кстати, несколько слов о страстной любви. Думаю, это основополагающая линия и пьесы, и фильма. Страстная любовь владеет всеми: Юлия Павловна страстно любит своего избранника, Фрол Федулыч любит Юлию Павловну, вдова Пивокурова подмигиваниями и томными взорами намекает Дульчину о неземной страсти, племянник Прибыткова страстно любит красивую жизнь, а его дочь Ирина (Ольга Науменко), влюблённая в Дульчина, обещает ему страстную африканскую любовь.

Примечателен диалог между Дульчиным и Ириной. Когда она поняла, что Вадим беден, как церковная мышь, то восклицает: "Какое вы имели право желать страстной любви?" На что он с грустной усмешкой отвечает: "Всякий смертный имеет право желать страстной любви!"

Фильм "Последняя жертва" - о любви, у кого-то счастливой, у кого-то несчастной. Сам драматург в письме к актёру Фёдору Бурдину писал: "Пишу пьесу, собираю последние силы, чтобы её кончить. Трогательный драматический сюжет пьесы, в который я погружаюсь всей душой, ещё более расстраивает меня".

Законченную пьесу Островский назвал комедией, но режиссёр Пётр Тодоровский создал не комедию (зачем смеяться над чувствами), а чувствительную мелодраму. В фильме нет комедийности, а есть романтичность и трагизм. Жаль Дульчина, жаль Ирину, жаль даже вдову Пивокурову (ведь Дульчин и её разорит!)



Грустный Дульчин и счастливая Пивокурова венчаются

Юлия Павловна не могла не понимать, что Фрол Федулыч к ней неравнодушен, но не отвечала ему взаимностью, не смотря на все его достоинства.
В жизни Островского была подобная история.

Он был сильно увлечён Любовью Павловной Косицкой - артисткой московской императорской труппы. В пьесах Островского особенно сильно проявился её артистический талант. Любовь Павловна была замужем за артистом И.М. Никулиным, и чувства Островского остались без ответа. Даже овдовев, Косицкая не ответила Островскому взаимностью. Она влюбилась в сына богатого купца, мота и кутилу, который, как Дульчин, воспользовался её чувствами и деньгами.
Любовь Павловна умерла в 1869 году, а через несколько лет Островский использовал элементы этой жизненной драмы в создании пьесы, немного их изменив.



А.Н.Островский. Л.П. Косицкая-Нагульнова

Прибытков (как бы сам Островский) любит Юлию Павловну (актриса Косицкая), Юлия Павловна любит Дульчина (прототип купеческого сынка), который любит только карточную игру. Пьеса была написана за два месяца.
Талант на то и талант, что и драму может обернуть в свою пользу.

Островский трижды менял название пьесы: сначала дал ей название "Жертвы века", потом поменял на "Попечители", а окончательным названием пьесы стала "Последняя жертва" - наиболее точное название, соответствующее сюжету.

Дульчин, занимая у Юлии Павловны 6 тысяч, чтобы отдать очередной карточный долг, говорит ей искренним голосом, что это последняя жертва с её стороны, и он, как "честный человек" других жертв не допустит ("помни, что это твоя последняя жертва").



Запомни, это твоя последняя жертва.

Конечно, экранизация отличается от театральной пьесы, что-то убрано, что-то добавлено. Фильм заканчивается визуально оптимистично. Герои фильма встречаются на прогулке в городском парке: Юлия Павловна под ручку с мужем Фролом Федулычем, Ирина по ручку с благообразным старичком (то ли богатый жених, то ли муж), Вадим Дульчин под руку с толстой Пивокуровой (застрелиться не захотел и женился на деньгах). Эти три пары проходят по дорожкам парка, словно не знают друг друга, но женщины всё же оглядываются вслед соперницам.



Грустная Юлия Павловна идёт рядом с Фролом Федулычем, смотрит вслед Дульчину и, возможно, вспоминает их последнее объяснение: "Я не жалела ничего для вас, я вам отдала все, что у меня было; я все переносила для вас; одного я переносить не могу... Вы заставляли меня терпеть стыд и унижение и не оценили этой жертвы. Я рассудила, что лучше мне разлюбить вас, чем сделаться для вас бесстыдной попрошайкой".

Хорошая пьеса, хороший фильм!

"Последняя жертва", 1975.
Режиссёр-постановщик - Пётр Тодоровский.
Авторы сценария - А.Н.Островский, П. Тодоровский, Владимир Зуев.
Композитор - Исаак Шварц.
Текст романса - Булат Окуджава.
СССР, Мосфильм, 4-е Творческое объединение.
1 час 43 минут.

советское кино, кадры из кино, кинорежиссёры, экранизации, драматургия

Previous post Next post
Up