12 апреля у Александра Николаевича Островского был юбилей - 200 лет со дня рождения.
Я отмечала день рождения любимого писателя своеобразно - читала одну за другой его пьесы и смотрела их экранизации.
Хочу остановится на "Бесприданнице" ... перечитав, как водится, пьесу, я посмотрела её телеэкранизацию 1974 года режиссёра Константина Худякова.
Это был телеспектакль в замкнутом пространстве, с простым интерьером, скудными декорациями и с вмонтированными в него натурными съёмками - по ходу действия периодически показывали панораму глубокой реки или просто бегущую воду. Это давало зрителям понять, что действие проходит в городе на Волге.
Спектакль озвучивала музыка с резкими нотками, как бы подготавливая зрителя к будущей трагедии. Этой музыкой действие начиналось и ею же закончилось. И в паузах, когда актёрам нечего было сказать, музыка заполняла собой их молчание. Не понравилось.
Для участия в телеспектакле режиссёр Худяков пригласил известных актёров из разных театров, возможно, поэтому мне казалось, что они не успели сыграться, и каждый играл словно сам по себе.
Главных персонажей в телеспектакле всего семь человек.
1. Паратов - роль Валентина Гафта.
При всём уважении к Валентину Иосифовичу Гафту, роль Паратова ему совсем не подходила. Его Паратов очень старался быть элегантным, раскованным, обольстительным, но ни его внешность, ни манера поведения меня не привлекли. Чувствовалось, что это злой и бездушный человек. Я даже пожалела беднягу Ларису за то, что влюбилась в этого наглого человека. Прошу прощения за параллель, но во время просмотра вспоминалась поговорка: "Любовь зла, полюбишь и ...".
2.Вожеватов - Евгений Лазарев.
Лазарев играл отлично, им можно любоваться, обаятельный, ловкий, красивый, смешливый и даже легкомысленный, но человек слова в купеческих делах. Друг детства Ларисы и обращался с ней по-родственному, хотя внутри себя лелеял желание владеть ею. Вожеватов себе на уме, он рыбка, плавающая сама по себе. По жизни он бессовестный человек и во всём находит выгоду. Даже когда в споре монета упала стороной не в его пользу, он не стал переживать, типа, и пусть, расходов будет меньше.
Не понравилась сцена, где Вожеватов хлещет по щекам Робинзона, этого нет у Островского и не надо было додумывать за автора. Худякову за эту вставку минус.
3.Кнуров - роль Ивана Воронова.
Кнуров единственный, кто симпатизирует Ларисе, но из корыстных интересов. Он женат, и красивая Лариса нужна ему для собственного понта. Держать её в любовницах, роскошно содержать, красоваться с ней в парижском обществе (подальше от жены-купчихи), значит, набить себе цену, ведь "для бриллианта нужен хороший ювелир!".
4.Харита Игнатьевна - актриса Вера Капустина.
Мать Ларисы, женщина холодная, бессердечная, не любящая никого. По ней понятно, почему три её дочери несчастливы (яблочко от яблони ...). Имеет хороший вкус и замечательно одевается. Она и Кнуров - единственные актёры в телеспектакле имеющие возраст соответственно своим персонажам.
5.Робинзон - Лев Дуров.
По роли он фигляр, пресмыкающийся раб у ног богатых, запойный пьяница, но актёр даёт понять, что в его герое сохранились остатки порядочности и самоуважения. Не смотря на фамилию Счастливцев - Робинзон несчастливый человек и достоин сочувствия.
6.Карандышев - роль Армена Джигарханяна.
Поначалу Джигарханян в роли Карандышева вызывает отчуждение (уж явно не подходит на роль), но по мере развития сюжета приходит понимание, что актёр показывает небогатого чиновника, который захотел того счастья, что обычно легко идёт в руки богатых. Лариса согласилась выйти за него замуж, и Карандышев от радости потерял край, почувствовал себя на равных с богатеями и позволил им насмехаться над собой. Он понимает это, но исправить не может. Он и Ларису убивает не от ревности, а в отместку своим обидчикам: "Не доставайся же ты никому!"
И если бы свадьба всё же состоялась, то Карандышев-муж (каким его показал Джигарханян) стал бы ужасом в замужестве Ларисы, и она повторила бы судьбу своих сестёр (одну муж зарезал из ревности, у другой муж оказался шулером). Застрелив Ларису, Карандышев лишь ускорил развязку будущих семейных событий (как Катерина в "Грозе") - и хорошо, что он сам не допустил свадьбы.
7.Лариса - роль Татьяны Дорониной.
Женщина красивая и роскошная телом, поэтому понятно желание мужчин ею обладать. О любви к ней речь не идёт, Лариса вещь, которую хочется иметь, а если есть деньги, то вещь должна быть куплена.
Несчастье Ларисы в том, что она бедна, потому и бесприданница. Жениться на ней никому из компании (Паратов, Вожеватов, Кнуров) не хочется, потому что к этой девушке надо питать чувства, а у них такой роскоши нет. Деньги не заменяют чувства, а чувства не заменяют деньги. А деньги плюс чувства могли бы легко составить Ларисе счастье. Но, увы, в мире, где живёт Лариса, нет места не только любви, но и человеческим чувствам вообще. Человек без состояния и положения в обществе (Карандышев) всегда будет объектом презрения и отчуждения, а женщина - игрушка для богатых и похотливых искателей удовольствий.
Заключение.
В целом, телеспектакль смотреть можно и можно даже поставить ему плюс, если забыть о том, что главная троица персонажей (Паратов, Лариса и Вожеватов) в возрасте "не первой свежести" (плюс-минус сорок лет). А вот забыть не получается, и остаётся недоумение, почему возмужалая Лариса не подумала о том, как ей основательно устроиться в жизни, то есть выйти замуж пусть без любви, но и без неприязни, а ведёт себя, как наивная девушка.
Это Ларисе в пьесе можно простить её романтические замашки из-за молодости (ей где-то лет 19), но Лариса-Доронина в телеспектакле уже зрелая женщина и должна понимать что к чему. В её любовь к Паратову не верится. Ведь как надо себя не уважать, чтобы, пережив брошенность, опять поддаться на ухаживания этого пустого ловеласа! И давно было бы ей понять, что женщина тех времён, без всяких средств к существованию, обречена быть вещью в мужских руках и не строить из этого трагедию.
Телеспектакль - это показ действия в замкнутом пространстве, и, видимо, поэтому в нём много кадров крупным планом, что ещё больше суживает простор восприятия. Не понравилось то, что Вожеватов и Кнуров в одинаковых костюмах и шляпах, как братья-близнецы, а Карандышев в своём костюмчике сильно напоминал судью Кригса из фильма "Здравствуйте, я ваша тётя". Кстати, поведение Паратова-Гафта (да и он сам) напоминало лакея Брассета из того же фильма.
В реквизитах телеспектакля не указан сценарист, а есть ссылка лишь на автора пьесы, но драматург Александр Островский создавал пьесы, а не сценарии, и я думаю, что сценаристом мог быть сам режиссёр К.Худяков,а каков сценарий, такова и постановка.
Итог - от телеспектакля "Бесприданница" 1974 года я не в восторге. А если советую посмотреть, то лишь для самообразования, так как всё-таки затронута русская классика.
А посмотреть советую блистательный фильм Якова Протазанова "Бесприданница" 1936 года и великолепный фильм Эльдара Рязанова 1984 года. И тот и другой - шедевры экранизации пьесы.