Apr 02, 2023 08:23
Хоть слово "шедевр" стало привычным от многочисленного употребления, но только им я могу выразить глубину и силу моего впечатления от спектакля "Амадей" в театре им. Вахтангова.
Это уникальное, неподражаемое творение коллектива театра, и да! - настоящий шедевр. Премьера "Амадея" состоялась 7 марта 2023 года, но я уверена, что этот спектакль останется в репертуаре театра навсегда, потому что он - жемчужина исключительного мастерства и высочайшего качества!
Тема сюжета трудная и деликатная - о взаимоотношениях Сальери и Моцарта. С лёгкой руки Пушкина утвердилось мнение, что Сальери из чёрной зависти отравил своего гениального соперника Моцарта, поэтому во время спектакля меня тревожила мысль о том, покажут ли смерть Моцарта, а если покажут, то КАК? Ведь оставить этот факт без внимания нельзя, как нельзя повторить сцену из "Маленьких трагедий" - плагиат не в духе вахтанговцев.
К моей моей великой радости сценарист Сергей Плотов оригинально и тактично осветил этот сложный момент, а режиссёр-постановщик Анатолий Шульев и актёры великолепно и деликатно сыграли эту сцену. За это им всем мой нижайший поклон.
Мне понравилась сценарная версия Сергея Плотова. У Сальери и Моцарта напряжённые отношения, но они показаны не врагами, а трагедийными персонажами. Антонио Сальери в исполнении Алексея Гуськова достоин уважения и искреннего к нему сострадания, он великий композитор! В молодости Сальери совершил ошибку - заключил договор с Богом, по которому он даёт обещание соблюдать целомудрие и вести праведную жизнь, а взамен получает возможность стать знаменитым композитором. Так оно и случилось.
Сальери упорно трудился, отказываясь от жизненных удовольствий, и стал известным в Европе композитором, и занимал высокую должность при дворе императора Иосифа II. Как говорится, "терпение и труд всё перетрут", особенно, если верить, что ты у Бога в любимчиках. Жизнь Сальери была на пике славы, но стал мешать Моцарт, которого публика превозносила, а его, Сальери, наоборот, стала забывать.
Как музыкант, Сальери понимал, что музыка Моцарта превосходна и, познакомившись с ним лично, он понял, что Бог его обманул, не он любимец у Бога, а этот легкомысленный гуляка и выпивоха, который сочиняет музыку, как дышит, и каждое новое его сочинение лучше предыдущего.
Гениальность Моцарта была очевидна, но эта очевидность стала для Сальери жестоким ударом.
У меня не было ощущения, что Сальери завидовал Моцарту. Стоя на краешке сцены и теребя в руках платок, он рассказывал зрителям в зале наболевшее о том, что договор с Богом выполнял только он, а для Бога договор не имел силы, потому что Бог Сам знает, что кому надо. Сальери посвятил жизнь только творчеству, отринув земные радости, а именно они дают человеку искусства прилив новых сил, идей, тем и вдохновения. Единственное, что приобрёл Сальери упорным трудом, - это слава, но и та стала меркнуть в тени гения Моцарта.
Сальери объявил договор с Богом недействительным, и переживал глубокую обиду от того, что не его, а Моцарта Бог поцеловал в макушку и наделил высочайшим талантом.
Я соглашаюсь со словами Алексея Гуськова, который назвал Сальери "ангелом, разочаровавшимся в Создателе".
Оригинально и достойно в спектакле показана смерть Моцарта, и эта сцена не оставляет тяжёлых чувств. Когда Моцарт в красном камзоле (как на известном портрете) поднимается на вершину некой конструкции на сцене и застывает там, то это воспринимается закономерным памятником музыкальному гению.
Нет, Сальери не отравил соперника, хотя по ходу спектакля Моцарт неоднократно появлялся с бутылками вина, что навевало на мысль, что в одной из них отрава.
Сальери придумал другой ход, чтобы его имя осталось в памяти потомков. Он добровольно принёс себя в жертву.
Подробно рассказывать о спектакле нет смысла. Сценарий и режиссура вещи, конечно, главные, но последнее слово всегда остаётся за актёрами, а они все в театре Вахтангова высокого таланта. Актёры не играли, а жили в своих ролях. Алексей Гуськов-Сальери и Виктор Добронравов-Моцарт в буквальном смысле перевоплотились в своих героев и проживали на сцене их жизни. Это было великолепно!
Прекрасно сыграли и остальные участники спектакля, это: неподражаемый гофмейстер, изысканный и утончённый Император, верная и терпеливая Констанция, величественный директор Оперного театра, шаловливый и коварный библиотекарь-масон, глуповатая, но талантливая ученица Сальери и очаровательные Диез и Бемоль - всего десять человек на сцене, но они ярко показали кипучую жизнь музыкальной Вены конца 18 века.
Все участники спектакля на сцене. В центре в красном камзоле Моцарт (Виктор Добронравов) и Сальери в белой рубахе. Между ними режиссёр-постановщик Анатолий Шульев, потом он уходит, и Моцарт и Сальери берутся за руки.
моцарт,
актёры театра,
театр,
нравится,
моё видео,
композиторы