Дочитала
книгу-рождественский подарок, но на полку не поставила. Она теперь для меня настольная книга, в которую я время от времени заглядываю, чтобы подкрепиться мнением-поддержкой признанного литературного авторитета, каким является Валентин Семёнович Непомнящий. Эта книга не только о Пушкине, его произведениях и о пушкинской эпохе, но ещё в ней высказывания автора на актуальные проблемы современного общества.
Приведённая ниже выдержка из работы, написанной в 1993-м году, и сейчас, через 30 лет, не потеряла своей актуальности.
"Нашему радио очень нравится просвещать публику на такой манер: идёт реклама какой-нибудь очередной биржи - на фоне музыки Бетховена. Затем - реклама лекарства от импотенции, но уже на фоне Рахманинова или, скажем, Листа. Не то чтобы подряд все на одной красивой музыке, нет: для биржи Бетховен, для импотенции другое - мы же не лыком шиты, цивилизация.
Ещё одна забава: попурри из знаменитых классических мелодий, Чайковский нечувствительно переходит в Вагнера, Вагнер в Моцарта, из-под Моцарта вылезает Бах (или Оффенбах, какая разница) - и всё это в аппетитной чуть-чуть поп-аранжировке: под соусом ударных, смачно отбивающих ритм.
Выстраданные творения, в каждом из которых неповторимым образом отражён прекрасный Божий мир, превращаются в ассорти закусок. И все - в исполнении великолепного (кажется, лондонского) симфонического оркестра: блистательное мародёрство, высокопрофессиональное превращение культуры в тут же обираемый труп; воплощённая в звуках свобода потребления.
Собственно говоря, из всех ценностей оставлена одна: свобода. Впрочем, точнее сказать - потребление свободы.
То, что бесконечно выше бедного нашего разумения, то высокое и таинственное, что мы и описать-то до конца не можем, не то, что постигнуть, то благое и прекрасное, к чему мы может только страстно и смиренно тянуться и стремиться, чего должны жаждать удостоиться, оказывается для нас всего лишь объектом использования - в сиюминутных, эгоистических, корыстных, конечных, смертных, в последнем смысле животных, интересах выгоды, удовольствия, удобства.
В результате - опрокидывание иерархии ценностей: вертикаль, устремлённая к небу, разворачивается вниз, в преисподнюю; на церковнославянском "потребление" означает "истребление".
Наши расхожие понятия о свободе есть путь к истреблению свободы. Удивительное постоянство, невзирая на все уроки".
В.С. Непомнящий. "Удерживающий теперь".
"С весёлым призраком свободы", стр.459