О Савве Ивановиче Мамонтове.

Nov 26, 2022 08:57

"...Кому делал добро, тот вспомнит меня в своей совести..."
/ Савва Мамонтов/

Из Википедии: "Меценат - лицо, способствующее на добровольной и безвозмездной основе развитию науки и искусства, оказывающее им финансовую помощь из личных средств".

Меценатом стать легко: надо иметь много денег, любовь к искусству и широкую душу. Таким был Савва Иванович Мамонтов. Он был богатым человеком и не жалел средств на искусство и на поддержку состоявшихся и начинающих живописцев. Он покупал их картины, помогал деньгами, оказывал моральную поддержку, в которой, между прочим, сам сильно нуждался в конце своей жизни.



Репин И.Е. Портрет С.И. Мамонтова. 1878. Холст, масло. 71 х 58 см. Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник "Абрамцево"

Виктор Васнецов называл Мамонтова "творцом художественной среды" потому что своё имение Абрамцево Мамонтов превратил в центр культурной жизни для представителей всех видов искусства и науки. Гости наезжали в Абрамцево и на короткий срок, и на всё лето. Здесь они отдыхали и работали в атмосфере свободы и радушия. Виктор Васнецов вспоминал о своём первом впечатлении от Абрамцева: "Все пишут, играют, поют. Все артисты или друзья артистов». Илья Репин называл Абрамцево "самой лучшей на свете дачей".

Современники восхищались широтой души Мамонтова и за его любовь к искусству, по ассоциации с флорентийским правителем Лоренцо Медичи Великолепным, прозвали Саввой Великолепным и московским Медичи.



Цорн Андерс Леонард. Портрет С.И. Мамонтова. 1896. Холст, масло. 130х96,5 см. ГМИИ, Москва.

Виктор Васнецов так описывал внешность Мамонтова: "Большие, сильные, я бы даже сказал, волевые глаза, вся натура стройная, складная, энергичная, богатырская, хоть среднего роста, обращение прямое, откровенное".
А дочь Поленова Наталья Дмитриевна вспоминала, как Мамонтов общался: «разговоры с ним редко были спокойными - говорил он обычно громко и образно, обрушивая на собеседника «какие-то каскады слов» и сопровождая реплики энергичной жестикуляцией".

Художники любили Савву Ивановича, и он отвечал им взаимностью. Но Мамонтов не был благодушным покровителей бедных, иногда в богатом промышленнике просыпался характер прижимистого купца.

Князь Сергей Щербатов, хорошо знакомый с Мамонтовым, в своей книге "Художник в ушедшей России" так о нём отозвался: "Мамонтов был человек бурный, и такой же бурной была его личная и общественная жизнь и его деятельность крупного мецената. Купец, кулак, самодур и в полном смысле самородок, он был богато одарен умом и талантливостью".

Теляковский Владимир Аркадьевич, директор императорских театров, также описал в своём дневнике взбрыки Мамонтова в отношении к членам абрамцевского сообщества: "Казалось бы, он их и любить и уважать должен, между тем качества русского купца-савраса часто давали себя чувствовать. Например, за обедом, когда знаменитый Врубель потянул руку за вином, Мамонтов его остановил при всех и сказал: "Погодите, это вино не для вас" и указал на другое, дешевое, которое стояло рядом".

"Врубелю Мамонтов заказал панно за 3000 р., а когда панно было готово, и Врубель пришел за деньгами, Мамонтов сказал ему: "Вот 25 рублей, получай". Когда же Врубель запротестовал, Мамонтов ему сказал: "Бери, а потом ничего не дам". Приходилось брать - у Врубеля гроша денег не было".

Но Савва Иванович ценил талант Врубеля и любил его самого. Зная, что художник бедствовал, постоянно заказывал ему новые работы и щедро их оплачивал. Например, Мамонтов заказал Врубелю проект флигеля для своего московского дома, хотя мог бы пригласить другого архитектора, так как был знаком со многими из них.

Работе Врубеля Мамонтов не мешал, давая тому простор для фантазии. И, вообще, предоставлял Врубелю максимально удобные условия для творчества. Художник ценил такое отношение к себе, и даже упоминал в письме к сестре (май 1890), что живёт в кабинете Саввы Ивановича, и "обстановка моей работы - превосходная".



Врубель М. Портрет С.И. Мамонтова. 1897. Холст, масло. 187 x 142,5 см. ГТГ, Москва

Савва Иванович также высоко ценил талант Константина Коровина, дружески опекал его, брал с собой в заграничные поездки, вместе они ездили на Крайний Север.

Но тот же Теляковский записывал: "Коровина зачастую Мамонтов заставлял дожидаться в передней. Вообще те из художников, которые были часто переносить многое… Бедными были Врубель, Коровин и Головин… «Испанок» <…> Мамонтов купил у Коровина за 25-рублевое пальто".

Художники на Мамонтова не обижались и прощали ему временное хамство, так как знали, что Савва Иванович их искренне любит и ценит.

Под конец жизни Мамонтов разорился, но до конца жизни не забывал о своих друзьях, продолжая оставаться для них моральной опорой. Для них и для себя самого Савва Иванович сказал в 1908 году слова, звучавшие как направление по жизни: "...Вперёд! Упрекать кого-нибудь лично? Нет... Жизнь - это борьба... Всякий человек есть кузнец своего счастья. Создавай и выковывай его сам, а не клянчь его у других…"



Серов В.А. Портрет С.И. Мамонтова. 1891. Холст, масло. 62 х 58,5 см. Тульский областной художественный музей.

Умер Савва Иванович Мамонтов в марте 1918 года. Ему было 77 лет. Похороны прошли очень скромно. Обстановка в стране была сложной, и не все друзья Мамонтова пришли проводить его в последний путь. Известно, что случайный прохожий, наблюдая скромную процессию похорон Саввы Мамонтова, горько сказал: "Такого человека похоронить, как следует, не могут…"

А ведь именно Мамонтов открыл для нас Репина, Серова, Шаляпина, Коровина, Врубеля, братьев Васнецовых, скульптора Антокольского и многих других! Но потомки помнят Мамонтова не только как покровителя и ценителя талантов.

Савва Иванович оставил память о себе в виде Ярославской и Донецкой железных дорог, о нём напоминает майолика в Абрамцеве, дом на Садовой и Ярославский вокзал в Москве.
А в залах Третьяковской галереи развешаны работы тех живописцев, чей талант расцвёл, благодаря бескорыстной поддержке замечательного человека Саввы Ивановича Мамонтова.

портреты, меценаты, репин, русская живопись, история россии, серов, мне интересно, гордость нации

Previous post Next post
Up