А морозил ли Онегин уши?

Oct 26, 2022 08:46

Рассматривая иллюстрации художников к роману Пушкина "Евгений Онегин", я обратила внимание на изображение дуэли Онегина и Ленского. Композиция в большинстве случаев была подана одинаково: Ленский либо целится, либо уже лежит убитым, Онегин либо целится, либо стоит в растерянности (ах, я убил?) или в отчаянии (ах, что я сделал!). Зарецкий (секундант Ленского) либо наблюдает за дуэлянтами, либо констатирует смерть Ленского. Иногда сцена дуэли дополняется фигурой секунданта Онегина господином Гильо.

Понимаю, для иллюстраторов в этой сцене мало простора для воображения, ибо всё уже определено Пушкиным: снег, мельница и два бывших друга. Остаются лишь варианты с размещением дуэлянтов в разных позах. Особо здесь рассматривать нечего, и как дополнение к изображению вспоминаются строчки из романа:

Как в страшном, непонятном сне,
Они друг другу в тишине
Готовят гибель хладнокровно...

А так как ничего нового в сцене изображения дуэли я не вижу, то обычно просто окидываю взглядом иллюстрацию и перехожу к другой. В этот раз взгляд задержался: я обратила внимание на цилиндр на голове Онегина. Этот головной убор настолько слился с обликом Евгения, что раньше не выделялся и не замечался, а воспринимался как само собой разумеющееся приложение к внешнему виду Онегина.

Скажу прямо: Онегин в цилиндре выглядит красиво и стильно, сразу видно, что он настолько столичный житель, что даже в деревне надевает модный цилиндр, но!
Прожив в деревне полгода, Онегин мог бы расслабиться и оставить свои великосветские привычки, и носить зимой меховой картуз или тёплый треух ... ан нет, даже на дуэль он едет в цилиндре!



Самокиш-Судковская Е.П. Ленский представляет Онегина семейству Лариных.

Головной убор Евгения вызвал во мне несколько вопросов, на которые захотелось найти ответы, а где поиск ответов, там и размышления. А размышления - это клубок с нитками, дёрнешь за кончик и ... пошло поехало, одно цепляется за другое, одна тайна открывает дверцу к другой...
В общем, цилиндр на Онегине в день дуэли заставил меня вспомнить всё, что я знала, и узнать то, что не знала.
[Ещё ...]
В тексте 6-й главы ни слова, что было на голове Онегина, когда он приехал к месту дуэли. Пушкин упоминает лишь о том, что в момент утреннего пробуждения слуга Гильо принёс барину бельё, но о какой-либо другой одежде в главе не упомянуто: ни о шубе, ни о тёплой шапке, ни о другом головном уборе. Неизвестно в какой одежде Онегин поехал стреляться, т.е. его внешний вид в иллюстрациях дуэли - плод воображения художников.



Репин И.Е. Дуэль Онегина с Ленским. 1899 г. Бумага, акварель, белила, тушь, перо. 29.3 x 39.3 см.
Всероссийский музей А.С. Пушкина.

Илья Ефимович Репин, изображая сцену дуэли, "одел" дуэлянтов в пальто и головные уборы: Ленский в замысловатой шапке (похожей на женскую шляпку), видимо, привезённой им из Германии, а на Онегине цилиндр. Зима, мороз ... Зарецкий одет очень тепло, голову Ленского дополнительно согревают длинные локоны, а цилиндр прикрывает Онегину только макушку, а уши "открыты всем ветрам", не мёрзнут?

Вопрос насчёт ушей оставляю пока открытым, так как хочу немного сказать об истории рождения шляпы, называемой цилиндром.
Этот головной убор в 1797 году изобрёл английский мастер-шляпник Джон Гетерингтон, а так как испуганный французской революцией император Павел I запретил в России французскую моду, то главенствующая роль в мужской одежде русских дворян стала играть Англия.

Но панталоны, фрак, жилет,
Всех этих слов на русском нет...

Шляпное изобретение лондонского модника к 1820-му году стало в России повседневным атрибутом дворянского костюма.

Шляпы-цилиндры создавались вручную из дорогого бобрового фетра, поэтому стоили дорого. Их носили лишь состоятельные сословия, к которым принадлежала аристократия. И Пушкин носил цилиндр, так как по социальному статусу относился к придворной аристократии.

Цитата из "Записок" русского писателя Кс. А. Полевого:
"Пушкин соображал свое обхождение не с личностью человека, а с его положением в свете… и потому-то признавал своим собратом самого ничтожного барича и оскорблялся, когда в обществе встречали его, как писателя, а не как аристократа".

Онегин, будучи столичным аристократом, был "острижен по последней моде; как dandy лондонский одет". Пушкин не был острижен, но по английской моде носил бакенбарды.

В 1901 году Илья Ефимович Репин вернулся к изображению дуэли между Онегиным и Ленским и снова повторил сюжет: мельница, снег, зима, Зарецкий тулупе, а Онегин опять в цилиндре. Только результат дуэли скорбный. Если на картине 1899 года соперники только целятся друг в друга, то на этой картине Ленский уже убит ... У Репина несколько картин на тему дуэлей, и, похоже, эта тема его волновала!



Репин И.Е. Дуэль Онегина с Ленским. 1901. Холст, масло. Ростовский областной музей изобразительных искусств.

Илья Ефимович Репин был не первым и не последним иллюстратором "Евгения Онегина" - их было сотни, но самым первым считается Александр Васильевич Нотбек, который в 1828 году иллюстрировал первые шесть глав романа - по одному рисунку к каждой главе. По рисункам Нотбека были созданы гравюры (авторы С. Галактионов, Е. Гейтман, А. Збруев, М. Иванов, И. Ческий), опубликованные в "Невском альманахе на 1889 год".

Для интереса помещаю все шесть иллюстраций-гравюр из "Невского альманаха".



Сюжет иллюстраций слева направо:
1. Пушкин и Онегин на фоне Петропавловской крепости.
2. Досуг помещиков с чаепитием.
3. Верховая прогулка.
4. Святочное гадание.
5. Татьяна с письмом к Онегину.
6. Петербургские модники за распитием вина.

Внимание современников привлекла иллюстрация Татьяны с письмом. Она была изображена в духе пышнотелой римской матроны в ночной, прозрачной рубашке. Истомлённая желанием любви, она мечтательно подняла глаза кверху ...



Рис. А.С. Нотбека. Автор гравюры А. А. Збруев.

Пётр Вяземский писал Пушкину, что изображённая Нотбеком Татьяна "всех пугала в Москве", и просил прислать альманах в Пензу, чтобы "пугать им местных барышень".

Пушкин отозвался на эту иллюстрацию эпиграммой:

Пупок чернеет сквозь рубашку,
Наружу титька - милый вид!
Татьяна мнет в руке бумажку,
Зане живот у ней болит:
Она затем поутру встала
При бледных месяца лучах
И на подтирку изорвала
Конечно "Невский альманах".

На иллюстрации дуэли художницы Лидии Тимошенко Онегин изображён в неизменном цилиндре и в сюртуке. Сюртук с зауженной талией и широкой грудью был основным видом мужской одежды, как и фрак. Для утепления зимой сюртук подбивался ватой. Похоже, что Онегин на рисунке Тимошенко в тёплом, зимнем сюртуке, типа пальто.



Лидия Тимошенко. Дуэль.

Пётр Вяземский писал, что "в числе многих революций в Европе совершилась революция и в мужском туалете. Были отменены короткие штаны при башмаках с пряжками, отменены узкие в обтяжку панталоны...".

Художница Е.П. Самокиш-Судковской изобразила Онегина на балу перед Татьяной, одетым по последней моде: двубортный фрак со стоячим воротником, короткие панталоны, жилет, в руке шляпа , которую дозволялось (в отличие шапок и картузов) носить с собой в помещении, да и сам он "острижен по последней моде".



Самокиш-Судковская Е.П. Онегин и Татьяна на балу.

Английский стиль одежды получил название дендизм (от английского "денди" - щеголь), а Александр Сергеевич Пушкин стоял у истоков отечественного дендизма и, конечно, сделал героя своего романа Онегина примером классического денди.

Из мужских головных уборов в один ряд с цилиндрами встали "боливары" - шляпы с широкими полями и расширяющимися вверху тульями: "Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар... "



Пушкин и Онегин. Гравюра Е. Гейтмана с рисунка А. Нотбека. 1829.

Но вернусь к Онегину, который зимой щеголял в цилиндре, подвергая свои уши обморожению.
Иллюстраторов "Евгения Онегина" множество, и я знакома с работами самых знаменитых из них, но ни у одного не видела, чтобы Евгения Онегина изображали в тёплой шапке. Видимо, от иллюстрации Нотбека (Пушкин и Онегин) пошёл стереотип изображать Онегина в цилиндре. У Лидии Тимошенко, у Николая Кузьмина, у Константина Рудакова Онегин дерётся на дуэли в цилиндре, а у иллюстраторов Добужинского, Константинова, Игнатьева, Белюкина Онегин вообще без головного убора.
Может, мороза в день дуэли не было?

Снег был точно, об этом известно из 5-й главы: "зимы ждала, ждала природа, снег выпал только в январе. На 3-е в ночь".
И снегу с 3-го по 12-го января (Татьянин день по ст. ст.) выпало достаточно, потому что на именины Татьяны гости съезжались по-зимнему: "в возках, в кибитках, в бричках и в санях".

Со снегом всё ясно, а с морозом нет.

Пушкин говорил, что в романе "время расчислено по календарю", но какому календарю? В пушкинское (и фамусовское) время календари помещики не выбрасывали, а хранили годами, вот и Онегин, приехав в дядин дом, обнаружил в шкафу календарь "осьмого года".
А когда, собственно, умер "дядя честных правил", и Онегин поселился в деревне?

Пушкиновед Юрий Лотман создал хронологию событий в романе "Евгений Онегин" и вычислил, что погода, описываемая Пушкиным в 5-й главе, соответствует погоде января 1821 года.

А Пушкин писал 6-ю главу (где дуэль) в январе 1826-го. Почему же он обратился к зиме пятилетней давности? Тем более, что в 1821 году Пушкин вообще был в южной ссылке (Крым, Кишинёв, Одесса ...) и вряд ли знал о погоде в Петербурге и в Москве (может, в письмах сообщали?). Он начал писать роман 9 мая 1823 года, находясь в Кишинёве ...

Ну ладно, Александр Сергеевич не стал описывать текущую зиму 1826-го года, но почему он не вспомнил о предыдущей зиме 1825-го года? Современники, вспоминая о Восстании декабристов, писали, что та зима "была лютой", Нева замёрзла, и когда громили восставших, пушечная картечь пробивала на реке толстые проруби.

В том же 1825 году 11 января к Пушкину в Михайловское приехал его лучший лицейский друг Иван Пущин, и Пушкин выбежал к нему "на мороз босиком и в одной рубахе". Ключевое слово - "на мороз!"

Значит, зима 1825 года была морозной и многоснежной, но почему Пушкин "не выбрал" её? Смею предположить, что Александр Сергеевич не захотел включать Онегина в число декабристов, а тот, по всей вероятности, мог вступить в петербургское общество (хотя бы для разнообразия скучного бытия). Онегин-декабрист по замыслу Пушкина не вписывался в романтическую канву романа, не та тема! А вот мягкая зима 1821-го года (по Лотману) вполне соответствовала описываемым событиям, настроению и чувству Татьяны.

И последнее о цилиндре.
Из "Летописи погоды в Санкт-Петербурге" я узнала, что в январе 1826-го погода была всего
минус 11, а в январе 1821 года (про который говорит Лотман) - всего минус 7. Да, морозно, но не очень, ведь русские морозы бывали и сильнее!
Так что Онегин вполне мог приехать на место дуэли в цилиндре.

Кстати, на второй картине Репина Онегин изображён не в парадном шёлковом (холодном) цилиндре, а в тёплом из меха бобра. И, возможно, из такого цилиндра выпускались наружу тёплые наушники, так что за уши Онегина я уже не беспокоюсь.

репин, пушкин, евгений онегин, иллюстрации, мне интересно, мысли вслух, русская литература, дуэль

Previous post Next post
Up