Василий Григорьевич Перов и его творение "Сельский крестный ход на Пасхе". Великолепная картина, которую я подолгу люблю разглядывать. Она и высокохудожественная (как искусно выписана!), и очень интересна в познавательном плане, что ни образ, то целая гамма чувств и эмоций. И много удовольствия от созерцания!
Василий Григорьевич Перов, видимо, хорошо разбирался в правилах проведения крестных ходов, и отразил их на картине даже в мелочах.
В сельских церквях, где обычно служит один священник, иконы и другие православные святыни разрешалось нести мирянам (прихожанам). Изображённые на картине участники шествия, хоть и пьяны, но правила соблюдали: процессия несёт фонарь, святую хоругвь, запрестольные крест и образ Божией Матери, нет только (по известным причинам) замыкающих - священника и диакона со свечами и кадильницей.
Сам художник назвал картину "Попы"*, подчеркнув этим названием, что пьяный поп и осоловевшая от возлияний братия - главные фигуры на холсте. Но Павел Михайлович Третьяков, купивший картину, не согласился с таким пренебрежительным названием и дал ей своё - "Сельский крестный ход на Пасхе". Это название намертво прилепилось к изображению, и многие поколения любителей живописи стали считать, что изображён именно пасхальный крестный ход.
Но при тщательном разглядывании картины я вижу доказательства, что Третьяков ошибся, крестный ход на картине посвящён не Пасхе, а другому церковному празднику - Благовещению. Это настолько очевидно, что мне странно, почему художник не возразил против нового названия, ведь он знал, что изображал! Объясняю это тем, что нет, не знал, ведь Павел Михайлович, купив картину у Перова, жившего в Петербурге, сразу же увёз её в Москву, где и выставил с новым именем. А потом картину вообще запретили показывать посетителям.
К тому же Перову было не до картины, за другую свою работу "Проповедь в селе", написанную также 1861 году, художник был награжден золотой медалью первого класса с получением права поездки за границу. В 1862 он уехал в Берлин, затем жил в Париже.
Так почему Третьяков решил, что сельский ход именно на Пасхе? Думаю, что он не придал значения противоречиям, опровергающим новое название. Предположу, что он купил картину в дни (до или после) Пасхи, которая в 1861 году (год покупки) праздновалась 5-го мая, и сам Праздник праздников и слово "Пасха" были у верующего Третьякова "на слуху", что машинально отразилось в переназвании.
Перов В.Г. Сельский крестный ход на Пасхе. 1861. Холст, масло. 89 х 71.5
Гос. Третьяковская галерея, зал 17.
При беглом разглядывании картины взгляд поначалу охватывает группу колоритных людей в центре и сразу же рождается мнение, что художник создал сатиру на духовенство, изобразив их в богохульном состоянии. Ведь сказал же святитель Василий Великий: "пьянство - вражда на Бога". А тут - пьяны не только прихожане, но и сам батюшка со своим причтом!
Но о пьяных позже, сначала надо внимательно вглядеться в природу на картине, ибо она помогает понять время года, в которое проходит показанный крестный ход.
Верующим известно, что крестные ходы совершаются несколько раз в течение года, главные из (двунадесятые) - весной на Пасху, зимой на Крещенье, в конце лета на Спас водоосвящения, и другие по мере надобности: в дни престольных праздников, при освящении храмов, при торжественных траурных церемониях, во время бедствий (война, засуха, эпидемии).
Думаю, Павел Михайлович Третьяков ошибся, и на картине вовсе не пасхальный ход. В доказательство привожу свои возражения.
Беру в помощь природу. Она на картине в стадии ранней весны: погода ещё морозная (люди в тёплой одежде и в шапках), птицы пока не вернулись в пустые гнёзда, деревья ещё голые, а на ветках лишь остатки бледной осенней листвы. Оттаявшая кое-где дорога размякла, и люди шагают по ранней распутице. Кое-где в колдобинах не растаял лёд. Небо в плотных облаках.
За две тысячи лет с Рождества Христова народные наблюдатели заметили, что в первый день Пасхи небосвод чудесным образом очищается от туч, и солнышко начинает "играть", словно разделяет с верующими радость великого праздника.
А на картине Перова всё небо в тучах, и солнца не видно. Явно не Светлое Воскресение!
Конечно, за сотни лет приметы теряют свою точность, и облачное небо не показатель, но есть другие доказательства тому, что на картине изображён не "сельский крестный ход на Пасхе".
Пасхальный крестный ход проводится единожды в ночь с субботы на воскресенье, трижды обходят вокруг храма по устоявшемуся ритуалу, а на картине крестный ход проходит далеко от церкви (она проглядывается слева).
И главное возражение.
Облачение на священнике - не праздничная красная риза, надеваемая в первый день празднования Христова Воскресения, а другая. На батюшке подризник коричневого цвета, га него надета голубая епитрахиль и голубой фелонь, который пьяный священник не успел оправить книзу.
Здесь ключевое слово - голубой!
Облачение на священниках не бывает абы какое, а всегда привязано к церковным Празднествам: на Пасху красное, на Рождество белое, на Троицу зелёное, на Воздвижение Креста Господня фиолетовое и т.п.
И только в Богородичные праздники священники облачаются в одеяния голубого цвета, потому что голубой (синий) цвет - это цвет Божией Матери, а ранней весной голубым цветом празднуют Благовещение Пресвятой Богородицы, которое всегда бывает 7-го апреля.
И надо поверить художнику Перову, который неслучайно надел на попа голубые принадлежности соответствующего праздника. И странно, что Третьяков не обратил внимания на одежду священника на картине! А ведь он был верным прихожанином храма Святителя Николая, что находился рядом с его домом!
По Уставу Православной Церкви в праздник Благовещения также положено совершать крестный ход. Священник в окружении помощников и паствы обходят с иконами каждый дом, прославляя Богородицу. В ответ их угощают"чем Бог послал" и стопочкой (а то и чаркой) с хмельным напитком.
В селах и деревнях в престольный праздник исстари было принято угощать "всякого заходящего в избу" - и своего, деревенского, и чужого, и прохожего, и нищего.
По изображению картины можно догадаться, что село большое и домов в нём немало (справа изображён добротный дом и слева крыши таких же крепких домов), а с каждого дома хотя бы по стопке (от 25 до 100 мл), уже пьяно. Крепкие и молодые богоносцы (те, кто несут иконы) ещё могут идти, а люди постарше или непривычные к алкоголю валятся с ног.
В центре картины изображена группа участников крестного хода. Не всем он достался легко: кто понурился и еле плетётся, как, например, старичок с прорехой на плече и в лаптях ... он даже не замечает, что несёт икону "вверх ногами". Кудрявого парня с Крестом в руках, наоборот, алкоголь взбодрил, он вскинул голову и с воодушевлением продолжает петь божественную песнь (а может, что другое, не менее звучное).
Справа от него девушка с повреждённой иконой Богородицы (с отсыревшим ликом). Она в лёгкой одежде и в обувке, похожей на тапочки, но холода не чувствует (согрелась чарочкой?) и самозабвенно поёт во славу Пречистой Богородицы, возможно, известную молитву "Богородица, дево, радуйся ...".
Особое внимание привлекает фигура священника. Лицо у батюшки опухшее, взгляд невидящий, власы нечёсанные, плохо сгибающиеся пальцы еле удерживают крест (того и гляди выпадет) - батюшка явно в тяжком похмелье, но свои обязанности помнит и желает продолжать шествие. Он уже нащупал ногой ступеньку, но раздавил пасхальное яичко, оброненное ещё более пьяным диаконом с кадильницей в кулаке.
Справа изображён вход в крепкий деревянный дом. Возможно, это местный трактир, в который батюшка с братией не преминули зайти "погреться". На мысль о трактире наводит заезжий возница слева от крыльца, он одет по-зимнему: в высокой тёплой шапке и в тёплом полушубке ... бросает в плошку бедного крестьянина милостыню. Позади возницы видна голова рыжей лошади.
С другой стороны крыльца хозяйка (или прислужница) пытается привести в чувство одного из "празднующих" (возможно, мужа), поливая его водой. А тот, кто упал под крыльцо, протрезвеет ещё не скоро.
Крестный ход заканчивается, уже виден шатёр сельской церкви. И кажется, что идущие впереди убыстряют шаги, как, например, служитель в подпоясанной рясе с книгой-тропарём в руках. Он уткнулся в книгу и продолжает зачитывать (петь) тексты праздничных песнопений.
Если это богохульство, то вынужденное. Как у пьяниц, которым на вопрос "ты меня уважаешь" не отказывают, так и здесь надо принять подношение, чтобы не обидеть хозяев (ведь таков обычай).
Я не думаю, что художник создал обличительную, антиклерикальную картину. Он скорее выражает сочувствие ко всем этим людям, ведь их можно понять.
Если в каждом доме принимать угощение даже с малоалкогольным напитком, никакого здоровья не хватит, а домов в селе много, вот и набираются празднующие "до ушей". Честно говоря, мне батюшку жаль. Он же за Богородицу страдает, как не пригубить за Неё "хлебного вина", в праздник это дело святое!
Хотя ... не мешало бы батюшке помнить строчку из "Домостроя": "Пей, да не упивайся: пьяницы царства Божия не наследуют".
Да и Святейший Синод ещё В 1859 году указал священникам всячески поддерживать народ личным примером и горячей проповедью в храмах о пользе воздержания.
А на деле мы видим то, что изображено на картине.
Примечание:
* - Cлово "поп" в переводе с греческого означает "отец" (πάπας).