С 1872-го года Генрих Семирадский проживал в Риме до конца своих дней. Когда в 1876 году ему предложили выполнить цикл росписей в московском Храме Христа Спасителя, он принял заказ и летом 1877 года приехал в Москву. На хорах северного придела храма Христа Спасителя он исполнил четыре сюжета из жизни святого Александра Невского.
Эскизы этих работ (холсты на картоне, масло) хранятся в собрании Русского музея.
1. Александр Невский принимает папских легатов (37,8 × 32,5). 2. Александр Невский в Орде. ( 39 х 32) 3. Кончина Александра Невского (39 × 30). 4. Погребение Александра Невского (39 × 30).
После исполнения цикла во имя Святого Александра Невского последовал другой заказ, который Семирадский исполнил в течение следующих двух лет (приезжая из Рима в Москву), это: "Крещение Господне", "Въезд Иисуса Христа в Иерусалим" и "Тайная вечеря".
1. Крещение Господне. 1878. Холст, масло. 42х86.
2. Въезд Иисуса Христа в Иерусалим. 1878. Холст, масло 42 × 86
3. Тайная вечеря. 1878. Холст на картоне, масло. 45х46,6.
В 1885 году, спустя два года после освящения Храма, "Тайная вечеря" пострадала от сырости. Роспись была подвергнута реставрации, которая лишь приостановила разрушение красочного слоя. В конце 1890-х годов специальная комиссия признала состояние росписи безнадёжным. Наиболее хорошо сохранившиеся части штукатурки с росписью (шесть фрагментов) были осторожно сняты со стены и аккуратно уложены в ящики для хранения.
У художника, жившего в Риме, испросили согласия на повторение утраченной росписи, он согласился. Для повторения изготовили специальный медный полукупол. Летом 1901 года, уже будучи тяжело больным, Генрих Ипполитович приехал в Москву, чтобы самому увидеть подготовку к работе, но выполнить роспись уже не успел.
Семирадский Г.И. Фрагменты запрестольной композиции главного алтаря Храма Христа Спасителя. Белый камень (штукатурка), левкас, масло.
Здесь хочу побрюзжать о развеске картин: мало того, что эскизы ("Тайной вечери" и других вышеупомянутых работ) сами по себе были малы в размерах, но их ещё поместили на стене выше человеческого роста (приходилось задирать голову), к тому же на них отсвечивали картины с противоположной стороны, так же рассмотрению мешали блики от локального (направленного) света... всё это - минус устроителям выставки.
Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов (53 × 77).
Иисус Христос (72,5 × 86,5)
Следующие фрагменты сохранили головы апостолов.
После смерти Г.И. Семирадского (1902) художник В.Е. Савинский возобновил "Тайную вечерю" по фотографиям и сохранившимся оригинальным фрагментам, но росписи Храма (не только Семирадского) не дожили до наших дней - в советское время (1931) Храм Христа Спасителя был взорван воинствующими атеистами, и уникальные росписи погибли. Остались лишь эскизы, находящиеся в собрании Государственного Русского музея.