О выставке/проекте "Авангард. На телеге в XXI век".
Jun 02, 2022 23:09
Одним из моих ярких впечатлений конца нынешней весны - посещение выставки картин русских и советских художников "Авангард. На телеге в XXI век", проходившей в Музее Русского импрессионизма с 3 февраля по 22 мая 2022 года. Музей находится на территории бывшей кондитерской фабрики "Большевик", приобретённой в собственность предпринимателем, меценатом и коллекционером Борисом Минцем. Бывший склад сладкой продукции был реконструирован и отреставрирован под Музей Русского импрессионизма.
Музей Русского импрессионизма.
Выставка называлась проектом, так как представляла собой реконструкцию живописной экспозиции начала 1920-х годов. Проект объединял более ста работ художников-авангардистов из различных музеев Вятского края. Проект "Авангард. На телеге в ХХI век" возник благодаря объединенным усилиям "Энциклопедии русского авангарда" и Ельцин Центра и представляет воссоздание Третьей передвижной выставки 1920-х (и 2-х предыдущих), организованной Главмузеем в Советске.
На визитной иллюстрации выставки композиция Ольги Розановой "Валет червей". [Spoiler (click to open)] Идеей создания проекта послужила историческая действительность: в октябре 1921 года на 3-ю передвижную художественную выставку в город Советск Вятской губернии привезли более 300 картин из Вятки, Москвы, Петрограда и Казани. Молодая советская власть сделала попытку познакомить Россию с новым искусством. Возили картины на телеге - отсюда название нынешнего проекта.
Выставку начали показывать со слободы Кукарка (город Советск) и Яранска - крупных торгово-ремесленных центров, известных с XVI века. Затем предполагалось показать картины в семи городах губернии (Советск, Яранск, Царево-Санчурск, Малмыжа, Уржума, Нолинск и Вятка), но этому помешали проблемы с финансами, осенняя распутица и голод.
Месяц (или два) выставка пробыла в Советске, потом картины обернули рогожей, уложили на солому и на телегах отправили далее по намеченному маршруту, но по бездорожью удалось доехать только до Яранска. Картины вятских и казанских художников вернули авторам, а "московская» часть" осталась в краеведческом музее.
В 1965-м году о картинах вспомнили и 77 работ были переданы в Вятский художественный музей. Остальные остались в краеведческом музее до нашего времени. Похоже сами работники музея не понимали ценности этих картин, и поэтому они сохранились. В 2017 году их обнаружил искусствовед и исследователь русского авангарда Андрей Сарабьянов.
Проект "Авангард. На телеге в XXI век" - это реконструкция ТОЙ сборной, живописной экспозиции начала 1920-х годов. В Музее было выставлено более ста работ художников-авангардистов из Вятского художественного музея имени В. М. и А. М. Васнецовых, из Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, Яранского краеведческого музей, Слободского музейно-выставочного центра, из Галеев-Галереи и частных собраний.
Так как участниками передвижной выставки 1920-х были не только авангардисты, но и художники-реалисты, то экспозиция была разделена на три раздела: 1. Реалистическая традиция. 2. Авангардный поиск. 3. Абстрактный метод.
У меня нет цели описывать всю выставку, поэтому я представляю картины, которые в качества примера иллюстрируют каждый раздел.
1. Реалистическая традиция. Ещё с 1840 года в русском искусстве начался критический реализм, достигший своего расцвета в работах передвижников. К началу ХХ века реалистическая традиция потребовала обновления и претерпела влияния импрессионизма и постимпрессионизма. Яркими представителями реалистической живописной традиции того времени я считаю художников Николая Фешина и Василия Тимофеева.
Николай Фешин. Изба. До 1920 года. Холст, масло. Яранский краеведческий музей. Каталог 2-ой передвижной выставки. Советск, 1920.
Василий Тимофеев. Голова Женщины. 1920. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров. Каталог 2-й передвижной выставки. Советск, 1920.
2. Авангардный поиск. Термин авангард получил распространение во второй половине ХХ века. В России его впервые применил Александр Бенуа в 1910 году. Авангард - это часть модернистского движения, предполагавший принципиальное обновление форм и смыслов в искусстве. В России в начале ХХ века были популярны европейские модернистские течения: французские фовизм и сезаннизм, итальянский футуризм и немецкий экспрессионизм. Ниже работы представителей русского авангарда Якимченко и Машкова.
Две картины Александра Якимченко. 1. Сарай. 1920. Картон на холсте, масло. 2. Пейзаж с козами. 1920? Холст, масло. Обе картины из Вятского художественного музея имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров. Каталог 3-й передвижной выставки. Советск, 1921.
Илья Машков. Портрет Киркальди. Этюд к "Портрету Евгении Ивановны Киркальди" (Дама с китаянкой). 1910. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров. Каталог 3-й передвижной выставки. Советск, 1921.
3. Абстрактный метод Русское абстрактное искусство внесло полноценный вклад в развитие мировой культуры. Это работы (композиции) Василия Кандинского, Казимира Малевича, Надежды Удальцовой, Ольги Розановой, Алексея Моргунова, Александра Родченко и Варвары Степановой.
Картины Александра Родченко. Вятский художественный музеи имени В.М. и А.М. Васнецовых.
Александр Родченко в 1919 году придумал линизм. Линия стала главным элементом его беспредметных композиций. Художник считал линию "первым и последним как в живописи, так и во всякой конструкции вообще". Одной из первых работ в этой серии стала композиция "Линии на зеленом".
Ольга Розанова. Валет червей. Из серии "Игральные карты". 1914-1915. Холст, масло. Слободской музейно-выставочный центр.
Каталог 3-й передвижной выставки сохранился, с его помощью нашли около 80 работ. То, что отыскать ПОКА не удалось, заменили другими работами тех же авторов. Так что есть надежда, что неразысканные картины когда-нибудь обнаружатся, и мы их увидим.
Разумеется, эти картины лишь малая часть представленных в выставке-проекте. Многие остались, так сказать, "за кадром", например, картины моего любимого художника Станислава Жуковского, но о них и других в следующий раз.
Следующая выставка "Точки зрения" откроется в Музее русского импрессионизма 9 июня и продлится до 2 октября 2022 г. В экспозиции будут представлены работы Репина, Кустодиева, Фалька, Серебряковой, Александра Родченко и других.