О тупее на голове Грибоедова.

May 06, 2022 20:15

Всем знаком портрет Александра Сергеевича Грибоедова работы русского художника И.Н. Крамского. Портрет находится в Москве, Третьяковской галерее в зале № 20.

Когда Павел Михайлович Третьяков стал собирать для своей галереи коллекцию портретов русских писателей и деятелей искусства, то обратился к художнику Крамскому с просьбой написать портрет Александра Сергеевича Грибоедова. Крамской взялся за создание портрета, хотя после гибели Грибоедова прошло уже 44 года. Этот удивительный человек погиб в 34 года и большой (на холсте маслом) прижизненный портрет (наподобие портрета Пушкина и др.) не успел.

Меньше чем за полгода до своей трагической гибели, Александр Сергеевич сочетался браком с юной Ниной Чавчавадзе, и, думаю, Нине Александровне хотелось бы иметь портрет мужа, но сам он, пребывая холостяком, заказать портрет «себя любимого» не удосужился, а после свадьбы молодым было не до этого, к тому же создание портрета дело длительное, а Грибоедов должен был отправиться в Тегеран.



Крамской И.Н. Портрет А.С. Грибоедова. 1873 г. Холст, масло. 58.5 х 68 холст. Третьяковская галерея, Москва.

Но изображения Грибоедова всё же были, и первым прижизненным портретом Грибоедова, стал портрет, написанный художником Михаилом Ивановичем Теребеневым (1795-1864) по просьбе Фаддея Венедиктовича Булгарина (1789-1859).

Булгарин писал: "В 1824 году, в мае, Грибоедов получил позволение отправиться за границу на излечение болезни, но, прибыв в Петербург, остался там и прожил около года. В это время упросил я его позволить списать с себя портрет собственно для меня. Это единственный портрет его".

К слову, М.И. Теребенев исполнил целый ряд миниатюрных портретов, в том числе друзей Грибоедова: А. И. Одоевского и А. В. Всеволожского. Эти миниатюры были выполнены гуашью, смешанной с акварелью.

В рисунке (пастельными карандашами) Теребенёв изобразил Грибоедова, держащим под левой мышкой книгу (видимо, "Горе от ума"), а рука опирается на портфель.



Теребенёв М.И. Портрет А.С. Грибоедова. 1824. Пастель. Гос. публичная библиотека им. М.Е. Салтыкова-Щедрина, С-Петербург.

Портрет Грибоедова был вделан Булгариным в переплет списка "Горя от ума", который подарил ему сам Грибоедов с надписью: "Горе мое поручаю Булгарину. Верный друг Грибоедов. 5 июня 1828".
Современники Грибоедова, знавшие его лично, считали написанный Теребенёвым портрет "одним из самых достоверных портретов писателя, который явился оригиналом для получившей широкую известность гравюры Н. И. Уткина".

Кстати, об Уткине. Николай Иванович Уткин создал 224 гравированных произведений, в их число вошли самые известные изображения современников. Гравюры Уткина превосходны, но, на мой взгляд, отличаются одной особенностью: сохраняя сходство, Уткин приукрашал их, сообразуясь со своим представлением об изображённом человеке. Так, например, было с изображением Пушкина, где он слегка отошел от подлинника Кипренского, или с изображением Суворова и др.

Кстати, он и нос Грибоедову "выпрямил". Если у Теребенёва кончик носа у Грибоедова слегка приподнят, то Уткин спрямил ему нос, и никто его не поправил, даже сам Грибоедов, ведь в 1829 году его уже не было в живых.
[Spoiler (click to open)]Далее ...


Уткин Н.И. Портрет Грибоедова. Гравюра. 1829. Литературный музей, Москва.

Уткин глубоко уважал творчество Грибоедова и его самого, поэтому он очень бережно отнёсся к переносу изображения с рисунка на гравюру, максимально сохранив сходство, но убрал книгу и портфель и украсил гравюру волнистыми "облачками".
Гравюра Уткина дала многочисленным переписчикам "Горе от ума" представление о внешности автора.

Портрет Грибоедова работы Теребенёва, гравированный Уткиным в 1829 году (уже после гибели Александра Сергеевича), стал основой изображений Грибоедова другими художниками (Робильяр, Эстеррейх, Борель и др.). Поэтому разглядывать их и отмечать отличия между ними бесполезное дело - они все повторяют гравюру Уткина, но другими художественными средствами. хотя могу отметить, что нос Грибоедова с каждым рисунком-копией на микрон удлинялся, а на холсте Крамского Грибоедов вообще стал длинноносым.

Но за основу своего портрета Крамской всё-таки взял рисунок Каратыгина, вернее, не сам рисунок, а литографию с него. Пётр Андреевич Каратыгин (1805-1879), актёр, художник, драматург, был лично знаком с Грибоедовым, участвовал в театральной постановке комедии "Горе от ума" и в 1825 году написал акварельный портрет Грибоедова, то есть при жизни Александра Сергеевича. Акварель-оригинал Каратыгина не сохранилась, но с неё была сделана литография, которая была приложена к собранию сочинений Грибоедова издания 1858 года.



П. Каратыгин в роли Загорецкого и И. Сосницкий в роли Репетилова.

В предисловии к собранию сочинений 1858 года историк М.И. Семевский сообщает: "Прилагаемый при этом издании портрет Грибоедова, срисован еще при жизни его П. А. Каратыгиным, с семейством которого он был хорошо знаком. Этот портрет, как уверяют современники, знавшие Грибоедова, ближе знакомит с наружностью его, нежели доныне известный, гравированный академиком Уткиным".

Семевский, который был дружен с Каратыгиным, добавляет важную подробность о том, что портрет Грибоедова "снят с акварели, рисованной по памяти артистом П. А. Каратыгиным". То есть портрет создан при жизни Грибоедова, но тот Каратыгину не позировал.

У меня в связи с этим вопрос: а не повторил ли Каратыгин по памяти работу Теребенёва? Тот же ракурс, та же одежда, только добавил кое-что от себя, то есть посадил Грибоедова в кресло у стола и окружил предметами, показывающими отношение Грибоедова к театру ...

На подобную мысль меня наводит то обстоятельство, что на рисунках художников, которые впоследствии изображали Грибоедова, Александр Сергеевич выглядит одинаковым ... как Пушкин после портретов Кипренского и Тропинина.

Эту одинаковость косвенно подтверждает и Завалишин Д.И. (1804-1892), русский морской офицер, декабрист, публицист и мемуарист, в своих "Воспоминаниях о Грибоедове": "... из всех портретов Грибоедова я не видел до сих пор ни одного, который напомнил бы мне остроумную физиономию автора "Горя от ума"; по крайней мере, того Грибоедова, каким я знал его в 1824-м и 1825 годах".

Иван Николаевич Крамской, не имея возможности увидеть оригинал Каратыгина, стал изучать сделанную с него литографию. М.И. Семевский, общавшийся с художником, был осведомлен о подробностях работы Крамского над заказом Третьякова. Он пояснял в том же предисловии: "Сличив с этой литографией еще миниатюрный портрет на слоновой кости, снятый П. А. Каратыгиным с Грибоедова, художник на основании этих данных превосходно исполненным произведением постарался разрешить задачу трудную - написать первый действительно схожий портрет автора "Горя от ума".

Первый - потому что первый, написанный на холсте маслом.
Схожий - потому что был похож на все другие изображения Грибоедова.

Также Семевский писал, что "желая проверить себя и убедиться, действительно ли ему удалось уловить сходство, цвет и выражение лица, художник показывал портрет еще на мольберте некоторым лицам, лично знавшим Грибоедова, и все они были поражены удивительным сходством и тем выражением ума и грации, которым дышали черты Грибоедова".

А вот Петр Александрович Ефремов (1830-1907), библиограф, издатель, русский критик не разделял общего восторга и прямо указал на то, что ему не понравилось: "Крамской писал портрет Грибоедова с гравюры Уткина, но испортил оригинал прибавкой высоты хохла надо лбом. Это он сделал согласно рассказу П. А. Каратыгина, бывшего тогда при мне у М.И. Семевского".

Подобную надпись П.А. Ефремов написал от руки на картоне с листом Бореля (портрет Грибоедова, хранящийся в ИРЛИ): "Изд. 1858 г. Рисован с натуры П. Каратыгиным, но без хохла, который он в 1874 году, почти через 50 лет, присоветовал Крамскому предпослать к оригиналу Уткина, когда Крамской писал Грибоедова для Третьякова".



Грибоедов. Литография П. Бореля с оригинала П. Каратыгина, 1858 г. Исторический музей, Москва.
На обороте надпись Е.А. Ефремова.

Предположу, что в процессе подготовки к работе над портретом, Крамской мог встретиться с самим П.А. Каратыгиным, также живущим в Петербурге, и послушать его воспоминания о Грибоедове, так сказать, "из первых уст".

Пётру Андреевичу в 1873 году было 68 лет, но, начиная с 1872 года и до конца жизни, он помещал в ежемесячнике "Русская старина" свои "Воспоминания" о времени, в котором жил и работал, в частности, о людях, с которыми встречался и общался.

Из воспоминания Семевского: "Руководствуясь изустным рассказом П. А. Каратыгина о наружности Грибоедова, Крамской писал как бы "под диктовку" и воскресил талантливою кистью наружность славного писателя".

Думаю, Пётр Андреевич одобрительно отнёсся к тому, что Крамской взял за основу портрета его давнюю акварель, но почему-то посоветовал художнику вздыбить Грибоедову волосы надо лбом. И Крамской его послушался. Видимо, поддался авторитету человека, который был лично знаком с Грибоедовым и играл в спектакле "Горе от ума". Я могу предположить, что Каратыгин посоветовал тупей Грибоедову из личных пристрастий, так как сам рано лишился шевелюры и не мог создавать тупей на собственной голове. )))

Законченный портрет был взят П.М. Третьяковым в галерею и занял почётное место среди других живописных портретов деятелей русской культуры и искусства. Портрет Третьякову понравился ... кроме тупея на голове Грибоедова. Он попросил Крамского убрать этот хохол, то есть "пригладить" волосы, но Крамской не согласился.

Если на прижизненном портрете работы Теребенёва и на гравюре Уткина волосы Грибоедова имеют спокойную линию, то откуда Крамской в 70-е годы решил, что Грибоедову нужна именно такая вздыбленная причёска? Ведь этот неуместный хохол противоречил воспоминаниям современников о внешнем облике Грибоедова.

К. А. Полевой, не раз встречавшийся с Грибоедовым и оставивший об этих встречах воспоминания, записал слова Грибоедова о себе: "... я состарился, не только загорел, почернел, почти лишился волос на голове, но и в душе не чувствую прежней молодости".

Причина, вероятно в том, что идею хохла Крамскому рекомендовал тот, кто лично видел Грибоедова! То есть Пётр Андреевич Каратыгин.

Александр Сергеевич Грибоедов был умнейшим человеком, с врождённым чувством вкуса, и я уверена, что вряд ли он украшал себя завивкой, присущей камердинеру, цирюльнику и прочим тупейным художникам... К тому же Грибоедов жил в 19 веке, а мода на тупей осталась в 18-м!

Будучи много раз в Третьяковской галерее и стоя перед портретом Грибоедова, я всегда мысленно представляла Грибоедова без этого хохла, даже закрывала его ладошкой для того, чтобы хохол не отвлекал меня цельного восприятия Грибоедова, которого безмерно почитаю и считаю вторым гениальным русским литератором после Пушкина.

И однажды меня осенило: если нельзя исправить портрет в Третьяковке, то можно сделать это дома с помощью фотошопа. Сказано - сделано! Работы всего на пару минут, но результат мне очень понравился!



Грибоедов без хохла.

К. А. Полевой вспоминал о Александре Сергеевиче, как о человеке "степенном и задумчивым. "Особенную приятность разговору его придавала тихая речь, которую почти всегда начинал он, улыбаясь скромно и приятно".

Вот такого степенного, задумчивого человека я и увидела после удаления тупея. Александр Сергеевич стал похож на самого себя, а не героев собственной комедии Молчалина, Фамусова и даже Чацкого, какими их изображали (и изображают до сих пор) художники-иллюстраторы. Думаю, все они ориентируются на знаменитый портрет Крамского из Третьяковской галереи.

Странное дело, но по истечении времени "мой исправленный портрет" перестал мне нравится, и я порадовалась тому, что Крамской поднял волосы Грибоедову. Может, причина в том, что, видя портрет всю свою жизнь, я привыкла к грибоедовскому тупею? Он его даже украшал. Нет, честно, Александр Сергеевич выглядел с хохлом каким-то нарядным, необычным и ... оригинальным. Ведь в каждой картине должна быть своя изюминка!

Вдруг я подумала, а может, Крамской и отказал Третьякову в приглаживании, потому что старался для нас, зрителей из будущего? Наша национальная гордость должна выглядеть значительно! Это вам не пьяная внешность Мусоргского на портрете Репина ... ведь на том портрете нет великого композитора, а есть старый больной человек, вызывающий жалость и сострадание. Нужна ли такая внешность для потомков? Для памяти - да, а для национальной гордости нет!



А напоследок я задам вопрос, который меня жгуче интересует: "Мне очень интересно, как сам Александр Сергеевич Грибоедов отнёсся бы к своей внешности на портрете Крамского?

александр грибоедов, русская живопись, иллюстрации, иван крамской, мне интересно, русская литература, русские литераторы, русские писатели, гордость нации

Previous post Next post
Up