Воздаст тебе Сей Младенец.

Apr 25, 2022 10:29

"Передаётся ... что когда праведный Иосиф, Пречистая Дева и Богомладенец шли в Египет, в одном пустынном месте напали на них разбойники и хотели отнять у них осла, на котором они везли то немногое, что необходимо было им в дорогу, и на котором иногда и сами ездили.
Один из тех разбойников, увидев Младенца необычайной красоты и удивившись такой красоте, сказал: "Если бы Бог принял на Себя человеческое тело, то не хотел бы быть красивее сего Младенца".

Сказав это, он запретил своим товарищам, прочим разбойникам, и не дал им ничем обидеть тех путников. Тогда Пречистая Богородица сказала тому разбойнику: "Знай, что Сей Младенец воздаст тебе щедрым воздаянием за то, что ты охранил Его."

Этот разбойник был тот самый, который впоследствии, при распятии Христа, был повешен на кресте по правую сторону, и которому Господь сказал: "Ныне же будешь со Мною в раю"(Лк.23,43)"

Свт. Димитрий Ростовский.



Андреа Мантенья. Распятие. 1457-1460. Дерево, 76 х 96 см.
Центральная часть предела из алтаря для собора Сан-Дзено в Вероне. Лувр (c 1798 г.)

После того, как разбойник остановил товарищей, Иисус произнёс пророчество: "Распнут, о мати, Меня через тридцать лет иудеи в Иерусалиме, а два разбойника эти со Мной на одном кресте повешены будут: Тит - одесную, и ошую - Думах. На другой же день внидет передо Мною Тит в Царствие Небесное".

В апокрифических источниках (т.е. не включённых Церковью в канон) упоминаются другие варианты имён разбойников, например, Тит и Думах - имена из арабского "Евангелия детства Спасителя"; в рукописи XVI века в библиотеке новгородской Софии разбойники названы Араг и Геста; на западе наиболее распространена версия имён Дисмас и Гестас (из "Евангелия от Никодима").
На православных иконах пишут надпись "Благоразумный разбойник Рах".
У другого разбойника имени нет, его называют Безумный.

Благоразумный разбойник был распят с правой стороны от Христа (одесную), поэтому голову Спасителя часто пишут склонённой в его сторону. Это указывает на приятие Христом раскаявшегося преступника. В русской иконописи наклонная перекладина под ногами Иисуса также обычно направлена вверх в сторону Благоразумного разбойника.
Благоразумный разбойник писался обращённым лицом к Иисусу, а Безумный - с отвернувшейся головой или даже со спины.

Искусствоведы-библеисты отмечают, что разбойники по сторонам Христа в сценах Распятия появились, начиная с V-VI веков (самым ранним изображением является икона VI века из монастыря Святой Екатерины.

Художники живописно подчёркивали различие между Иисусом и находящимися по обоим Его сторонам разбойниками:

Иисус Христос - широкая набедренная повязка, крест чёткой геометрической формы, крепление конечностей гвоздями, руки прямые и вытянутые, колени не перебитые, поза умиротворённая.

Разбойники - узкая набедренная повязка (перизома), кресты некрасивой формы, изогнутые стволы деревьев, кресты т-образной формы; к рестам привязаны верёвками, руки связаны за крестом, поза в корчах, голени перебиты воинами молотом.

Православная церковь почитает Благоразумного разбойника Раха, как пример истинного покаяния. Отдельного дня памяти в месяцеслове Благоразумный разбойник не имеет.

Нераскаявшегося (Безумного) разбойника, который слева от Спасителя, звали Гестас. Справа от Спасителя (по Его правую руку) Благоразумный разбойник Дисмас.

притча, иконы, богородица, святое, зарубежная живопись, иисус христос

Previous post Next post
Up