"Передаётся ... что когда праведный Иосиф, Пречистая Дева и Богомладенец шли в Египет, в одном пустынном месте напали на них разбойники и хотели отнять у них осла, на котором они везли то немногое, что необходимо было им в дорогу, и на котором иногда и сами ездили.
Один из тех разбойников, увидев Младенца необычайной красоты и удивившись такой красоте, сказал: "Если бы Бог принял на Себя человеческое тело, то не хотел бы быть красивее сего Младенца".
Сказав это, он запретил своим товарищам, прочим разбойникам, и не дал им ничем обидеть тех путников. Тогда Пречистая Богородица сказала тому разбойнику: "Знай, что Сей Младенец воздаст тебе щедрым воздаянием за то, что ты охранил Его."
Этот разбойник был тот самый, который впоследствии, при распятии Христа, был повешен на кресте по правую сторону, и которому Господь сказал: "Ныне же будешь со Мною в раю"(Лк.23,43)"
Свт. Димитрий Ростовский.
Андреа Мантенья. Распятие. 1457-1460. Дерево, 76 х 96 см.
Центральная часть предела из алтаря для собора Сан-Дзено в Вероне. Лувр (c 1798 г.)
После того, как разбойник остановил товарищей, Иисус произнёс пророчество: "Распнут, о мати, Меня через тридцать лет иудеи в Иерусалиме, а два разбойника эти со Мной на одном кресте повешены будут: Тит - одесную, и ошую - Думах. На другой же день внидет передо Мною Тит в Царствие Небесное".
В апокрифических источниках (т.е. не включённых Церковью в канон) упоминаются другие варианты имён разбойников, например, Тит и Думах - имена из арабского "Евангелия детства Спасителя"; в рукописи XVI века в библиотеке новгородской Софии разбойники названы Араг и Геста; на западе наиболее распространена версия имён Дисмас и Гестас (из "Евангелия от Никодима").
На православных иконах пишут надпись "Благоразумный разбойник Рах".
У другого разбойника имени нет, его называют Безумный.
Благоразумный разбойник был распят с правой стороны от Христа (одесную), поэтому голову Спасителя часто пишут склонённой в его сторону. Это указывает на приятие Христом раскаявшегося преступника. В русской иконописи наклонная перекладина под ногами Иисуса также обычно направлена вверх в сторону Благоразумного разбойника.
Благоразумный разбойник писался обращённым лицом к Иисусу, а Безумный - с отвернувшейся головой или даже со спины.
Искусствоведы-библеисты отмечают, что разбойники по сторонам Христа в сценах Распятия появились, начиная с V-VI веков (самым ранним изображением является икона VI века из монастыря Святой Екатерины.
Художники живописно подчёркивали различие между Иисусом и находящимися по обоим Его сторонам разбойниками:
Иисус Христос - широкая набедренная повязка, крест чёткой геометрической формы, крепление конечностей гвоздями, руки прямые и вытянутые, колени не перебитые, поза умиротворённая.
Разбойники - узкая набедренная повязка (перизома), кресты некрасивой формы, изогнутые стволы деревьев, кресты т-образной формы; к рестам привязаны верёвками, руки связаны за крестом, поза в корчах, голени перебиты воинами молотом.
Православная церковь почитает Благоразумного разбойника Раха, как пример истинного покаяния. Отдельного дня памяти в месяцеслове Благоразумный разбойник не имеет.
Нераскаявшегося (Безумного) разбойника, который слева от Спасителя, звали Гестас. Справа от Спасителя (по Его правую руку) Благоразумный разбойник Дисмас.