Подборка составлена по англоязычным интервью с Донной:
Так много людей спрашивает меня, почему бы вам не писать книги быстрее? Ну, я пробовала, просто чтобы убедиться, что я могу. Но работа в ускоренном режиме шла со скрипом. Я бы чувствовала себя несчастной, если бы мне пришлось выстреливать книгой каждые три-четыре года. А если я не буду получать удовольствие в процессе написания, люди не будут получать удовольствия в процессе чтения. Нет, я не к тому, что писательство должно напоминать посещение парка аттракционов. Я говорю про цель - в чем тогда смысл работы?
Перепроизводство - это вообще ловушка для писателей. Вдруг появляется ощущение, что, раз в первый раз был успех, значит, нужно ставить дело на поток, и это приведет к еще большему успеху. Нужно, мол, выпускать книги потоком - как на конвейере. Вопрос вот в чем, хотите вы играть по этим правилам или нет? Некоторые люди соглашаются на такую игру. И играют в нее блестяще. Но это не мой путь. Я никогда не хотела этим заниматься.
Я люблю отводить много времени на какой-то проект. Работая над книгой десять лет, ты постигаешь такие глубины, которые невозможно постичь за два-три года. И это прекрасно, что не каждый читатель хочет получить такую глубокую книгу. Есть гораздо менее наполненные смыслами книги, и они тоже находят своего читателя. Но в целом, сам факт, что на книгу ушло много времени, придает произведению определенный вес. Это такой тайный крючок. Можно почувствовать, как между страницами переливается время.
Уровень, на котором приходит удовольствие от писательства, - это микро-уровень работы над каждым отдельно взятым предложением. Хотя я пишу большие книги, я тщательно выстраиваю предложения и абзацы, раздумывая над каждым: "Это действительно подходящее прилагательное? Это точно то слово, которое сюда подходит?" Написала абзац и чувствуешь себя абсолютно счастливой. А вот пытаться мыслить большими категориями и нарисовать общую картину - нет, это не приводит к счастью.
Я писатель, я не сижу, анализируя и размышляя: "Тэкс, напишу-ка что-нибудь на тему потерянной невинности, предательства и возмездия!" Это происходит совсем иначе. История есть история. Это сказка. Однажды давным-давно жила-была девочка, у которой убили брата... И дальше раскручиваешь это.
Хорошие рассказчики всегда ценили истории с убийствами. Например, если вы обратитесь к Библии или Греческой трагедии, вы это увидите - очень сложно представить, чтобы Греческая трагедия была основана не на убийстве. Или Шекспир. Если вы только не пишете в жанре романтической комедии, а это точно не мой случай, вы поймете, что убийство в центре сюжета выглядит вполне закономерно.
Герои - это, на мой взгляд, плоть и кровь сюжета. Мне нравится традиция Диккенса, где самые крошечные детали делают героев живыми и особенными... Искусство создания героев означает, что нужно научиться видеть разных людей, в том числе - совсем непривлекательных, а не основываться на субъективных пристрастиях.
В юности, помню, меня поразил совет, который Джон Гарднер дал начинающим писателям: "Пишите так, словно перед вами вечность". Это то, что вам никогда не скажет ваш издатель, литературный агент или бухгалтер, но это лучший совет, если вы хотите писать красивые, качественные книги. Это как раз моя цель. Я лучше напишу одну хорошую книгу, чем десять средненьких.
Мои книги не являются результатом одной мощной вспышки вдохновения; это процесс соединения множества различных элементов, которые приходят нежданно-негаданно в течение длительного временного промежутка. Это неосознанное волшебство, которое не стоит изучать или анализировать слишком дотошно.
Вольный перевод Дарьи Корж для mi-pishem