(кадр из пилотного эпизода "Шерлока")
Дэвид Уилер, продолжение теории.
Неделя 3. Пишем акт 2. Надо снова начать с плана. У акта 2 тоже будет свои начало, середина и конец. Вы закончили первый акт на чем-то интригующем, верно? Оставили зрителя с какими-то ожиданиями, так не разочаровывайте его. Пусть зритель порадуется, что остался с вами и перешел ко второму акту, а не бросил смотреть. Напишите план на одну страницу. Уделите особое внимание финалу акта 2, это самое важное. Покажите однокурсникам.
Я настаиваю на том, чтобы у каждого акта были свои начало, середина и конец, потому что не так уж легко стать автором сценария для телесериалов, но проще влиться в команду авторов веб-сериалов, а там каждая серия длится 10 минут. Веб-сериалы можно снимать с небольшим бюджетом, это прекрасная возможность для старта.
Теперь начинайте писать акт 2. Первая его сцена должна вознаградить зрителей за то, что они остаются с вами, а последняя - заинтриговать так сильно, чтобы перейти к кульминации в третьем акте. Напишите самую лучшую сцену из всех возможных. (Покажите однокурсникам.)
Возьмите готовые сценарии актов 1 и 2, соберите друзей, поручите каждому читать роль кого-то из персонажей и устройте читку. Так вы проверите качество диалогов. Сами вы не должны читать, слушайте. Не слишком ли похоже звучат персонажи? Похожа ли их речь на речь настоящих людей? Будьте честны с собой. Если у каждого из персонажей до сих пор нет собственного голоса, возвращайтесь и переработайте сценарий. Узнайте своих героев, позвольте им разговаривать в вашей голове. Неважно, что вы пишете, драму или комедию, это очень важная стадия.
(читка перед съемками "пилота" "Шерлока")
Написание сценария похоже на сочинение музыки, песни. Вы начинаете с одного-единственного аккорда, и перед вами широкий выбор, каким аккордом продолжить. Но вот вы сочинили уже почти всю песню, и на каждом этапе выбор все меньше и меньше. Зато история пишется теперь как бы сама собой.
Напишите план третьего акта - если нужно, не на одну, а на две страницы. Начинайте медленно - после яркой финальной сцены 2 акта, вы подбираетесь к кульминации и развязке, зрители у вас "на крючке". Напишите план и выкладывайте на суд однокурсников. Потом напишите сценарий 3 акта и тоже выкладывайте.
Неделя 4. Теперь вернитесь к началу и перечитайте сценарий, обращая особое внимание на детали. Меняйте и исправляйте все, что вам кажется недостаточно удачным.
После этого проведите еще одну читку. Внимательно слушайте.
Дальше вам нужно сочинить, что будет показано перед титрами в самом начале (по-английски этот кусочек называется cold open). Иногда это пролог, то, что происходит до начала первой сцены первого акта, а иногда - что-то интересное из середины. Это может быть даже то, что произошло после окончания акта 3 (помните, как в 3 серии 2 сезона "Шерлока", когда Джон говорит психологу, что его лучшего друга больше нет в живых, а потом вся серия представляет собой "флешбек").
Вернитесь к "библии" всего сезона и переработайте ее с учетом того, как сложилась у вас работа над сценарием: возможно, появились новые темы, новые герои. Может быть, смысл истории целиком для вас изменился. Можно наметить сценарий каждой серии всего в паре-тройке предложений, но оставьте самое сладкое на финал. Выкладывайте на суд однокурсников.
Мой комментарий: основная суть этого курса, который вы можете пройти на
Coursera, конечно, заключается не в теории, а в практике и в обратной связи от сокурсников. Преподаватель оценивает и разбирает самые лучшие работы.
Бесплатную русскоязычную программу для написания сценариев вы можете скачать тут.