"По спине сразу ее узнать было трудновато,
если она и выделялась чем-то от других женщин, то не со спины, а с передних грудей".
Из рукописи начинающего романиста
После того, как вы выложили
здесь рабочее описание героя, самое время разобрать его по косточкам.
Вот как выглядит семиступенчатая система описания героя по Найджелу Воттсу:
Семь техник создания героя
1. Описание внешности.
2. Мнение рассказчика.
3. Действие.
4. Ассоциации.
5. Представление мыслей героя.
6. Речь.
7. Мысли и мнение других героев
В комнату, опираясь на бамбуковые костыли, вошла восьмилетняя девочка. Выражение ее лица говорило, что девочка пытается скрыть какое-то разочарование. Сопутствовавший ей пожилой спаниэль поднял на нее слезящиеся глаза, и девочка присела, чтобы прижать его к груди. Маленький серебряный крестик, который она носила на шее, закачался между ними на цепочке. Мой день рождения игрушка, - подумала она с горечью. - Хочу домой...
- Я тоскую по мамочке и папочке - прошептала она.
Из коридора донеслись какие-то голоса:
- Сомневаюсь, чтобы вьетнамские дети праздновали дни рождения, - отозвался кто-то. - Они ведь все буддисты, правда?
Из чего состоит это описание, рассмотрим элементы:
1. Описание внешности.
"В комнату, опираясь на бамбуковые костыли, вошла восьмилетняя девочка". Описание внешности - это, пожалуй, наиболее популярная техника создания героя. Ее эффективность основана не на КОЛИЧЕСТВЕ поданных подробностей, а на их КАЧЕСТВЕ. Я предпочел показать бамбуковые костыли, а не голубое платьице в белый горошек, потому что они более необычны, и в реальной ситуации первыми бросились бы в глаза. Главным достоинством описания внешнего вида является его компактность - можно очень многое сказать в нескольких словах. Недостатком же является статичность, потому что в драме должно что-то происходить.
Статичные элементы в ней играют второстепенную роль, поэтому лучше соединить описание с акцией, чем подавать его отдельно и сразу целиком. Отсюда в моем случае информация о том, что девочка шепелявит, появляется только через несколько предложений. Правила викторианской литературы требовали посвящать характеристике героя как минимум несколько абзацев, и в этом есть свое очарование, но современный читатель, который располагает ограниченными запасами терпеливости, требует акции, а акция означает, что что-то происходит.
2. Мнение рассказчика.
"Выражение ее лица говорило, что девочка пытается скрыть какое-то разочарование" - эта фраза является мнением рассказчика. Характер девочки оказывается очерчен более выразительно: она испытала какое-то разочарование, а факт, что она пытается скрыть свои эмоции, говорит нам о ее более, чем на свой возраст, развитой психике.
3. Действие.
"...девочка присела, чтобы прижать его к груди". Это пример действия третьей техники. Показ героя в действии намного более динамичен, чем статическое описание его внешности, поэтому дает более живой эффект. Особенно, если это действие, представляющее кульминационный пункт решающего выбора (а для ребенка это ЕСТЬ решающий выбор, потому что девочка находится под давлением ситуации), и благодаря этому можно сказать намного больше, чем с помощью даже самых подробных объяснений.
4. Ассоциации.
Эта техника относится к более тонким. Она связана с местом действия и материальными элементами данной ситуации, которые могут иметь в себе определенные нюансы, касающиеся героя. Например, кинозвезда, которая выходит из ночного клуба под блеск вспышек фотоаппаратов, нами ассоциируется со славой и успехом. Иисус, въезжающий в город на осле, с покорностью. Выражение "маленький серебряный крестик, который она носила на шее" выполняет функцию описания, потому что заставляет нас догадываться, что девочка - христианка, но так же будит определенные ассоциации, особенно в соединении со слезящимися глазами спаниэля. Наша героиня обладает мягким сердцем, и является одухотворенной особой.
5. Представление мыслей героя.
Оно обладает особенной ценностью: люди могут врать друг другу, но не обманывают самих себя, по крайней мере, не делают это сознательно. Слова "мой день рождения подарок" и "хочу домой" подтверждают, что девочка разочарована, и открывают причины этого разочарования.
6. Речь.
Речь героя так же многое нам объясняет. "Тоскую по мамочке и папочке" - эта фраза углубляет характеристику героини.
7. Мысли и мнение других героев.
Благодаря им можно получить другую перспективу, что особенно полезно, когда между мировоззрением героя и мировоззрениями других персонажей имеются определенные противоречия. "Сомневаюсь, чтобы вьетнамские дети..." - эта фраза не только сообщает нам, откуда прибыла девочка, но также отчетливее показывает причины, по которым она чувствует себя такой одинокой: мало того, что находится в чужой стране, так еще никто ее здесь не понимает.
***
Теперь проверяем по вашему описанию, каких элементов не хватает, и дополняем.
Например, беру свое описание из рассказа "Права женщин":
«Может, и Катя!», - мрачно думал Роман, жуя омлет. Девушка тем временем с аппетитом поглощала овсяную кашу, бросая периодически на Романа загадочные взгляды, которые прожигали его насквозь. Да, эта могла быть Катей. Крашеная блондинка худощавого, «английского» телосложения с блеклыми голубыми глазами, красивыми тонкими губами, бровями-ниточками. Челки, правда, не было. Но за это время Катя вполне могла научиться жить без брони.
- А вас как называть? - спросил Роман, когда они уже приступили к кофе. Оба заказали крепкий эспрессо без сахара.
- А я вам никого не напоминаю? - улыбнулась она. - Друзья говорят, что я похожа на какую-то актрису, но до сих пор не могут решить, на какую именно.
Роман впервые за все время нахождения в чистилище искренне улыбнулся.
- Знаете, а вы похожи на Фиби из «Друзей».
По элементам: описание внешности есть, мнение рассказчика есть, действие есть (поглощала кашу, бросала загадочные взгляды), ассоциации есть (сходство с актрисой), представление мыслей героя отсутствует (но по сюжету этого и не требуется, героиня должна остаться загадкой), речь есть.
Не хватает только "взгляда со стороны", то есть мыслей и мнения других героев. Скажем, можно добавить стороннюю характеристику, чтобы усилить описание:
- А вас как называть? - спросил Роман, когда они уже приступили к кофе. Оба заказали крепкий эспрессо без сахара. Официант, юноша с пылкими черными глазами, бережно, почти нежно, поставил кофе перед незнакомкой и застыл на мгновение, словно любуясь. Роману он почти швырнул чашку, едва не расплескав напиток.
***
Что вы обнаружили в своих описаниях? Каких элементов не хватает, если ориентироваться на Воттса? Если вы выложили слишком маленький отрывок, и дальше у вас присутствуют нужные элементы, выложите расширенный вариант.
! Конечно, никто не говорит о том, что описание каждого героя должно преподноситься подобным развернутым образом. Но такая детальная характеристика помогает раскрыть характер персонажа, вызвать у читателя эмпатию к герою и, соответственно, интерес к его дальнейшей судьбе.