Краткая справка: Джеймс Роллинс (англ. James Rollins) - один из псевдонимов американского писателя Джеймса Пола Чайковски (англ. James Paul Czajkowski; род. 20 августа 1961 года), под которым он выпускает романы в жанре приключенческого триллера. Второй псевдоним писателя - Джеймс Клеменс (англ. James Clemens) используется им для создания книг в стиле фэнтези. В прошлом Джеймс работал ветеринаром, сейчас он оставил свою ветеринарную практику, живет в Сакраменто, где продолжает работать над новыми произведениями, публикуя в среднем по одному-два романа в год.
1. Если ты решил стать писателем, пиши каждый день
В школе я много писал и ходил на обучающие писательские курсы, но уже в то время я настроился на то, чтобы стать ветеринаром. Да, я всегда читал "с аппетитом", всегда мечтал попробовать издать собственную книгу, но в том возрасте мне казалось, что в писательстве карьеры не сделаешь. Так что я поступил в школу ветеринаров и отложил мечту о писательстве лет эдак на десять. При этом я продолжал думать: когда-нибудь в один прекрасный день...
Поворотный момент настал, когда я отпраздновал свой тридцатый день рождения. До меня вдруг дошло, что, если я действительно хочу стать писателем, сейчас самое время начинать. Очень вовремя под руку подвернулось пособие "Как написать роман за 90 дней". Во введении автор утверждал, что нужно начать с того, чтобы поставить перед собой цель - писать в день по три страницы. Мне показалось, что я смогу это осилить. К слову, я так и не добрался даже до третьей страницы того пособия.
2. Если не получается добиться успеха в одном жанре, попробуй взяться за другой
Я начал с работы над рассказами. Спустя три года я принялся за мой первый триллер - "Пещера". На него ушло 11 месяцев. Дальше я принялся рассылать сопроводительные письма вместе с главами из романа по издательствам и агентам. И почти сразу получил 50 отказов! Чтобы не зацикливаться на отказах, я решил поработать в жанре фэнтези, пока "Пещера" гуляет по издательствам. К моменту, когда были написаны 200 страниц цикла "Огонь ведьмы", мне позвонила агент. Она сказала, что ей понравилась "Пещера"!
3. Не бросай начатое
Так вот, агент спросила: "Над какой книгой вы сейчас работаете?". Когда я рассказал ей, что это фэнтези, она ответила: "Я не работаю с фэнтези". Охренеть, подумал я, у меня есть агент, но она не собирается представлять мою следующую книгу.
И все же я решил закончить фэнтези-цикл, прежде чем двигаться дальше. Я даже успел подать заявку на писательский конкурс Maui Writers Conference. На вечеринке, посвященной конкурсу, я встретил одного из моих любимых авторов - Терри Брукса. Я признался ему в том, что фанатею от его книг, а он посмотрел на мой бейджик и сказал: "Ух ты, а я ваш фанат". Оказалось, что он выступал на конкурсе в качестве одного из судей, и ему настолько понравилась моя рукопись, что он переправил ее своему издателю.
В результате, я заключил договор на 3 книги для ведьмовской серии. И почти в это же время издательство HarperCollins предложило заключить договор на издание "Пещеры".
4. Используй правило "10 шансов на успех"
Отказы - тяжелая часть писательской работы. Вы отправляете свою детку в этот огромный жестокий мир и втайне надеетесь, что ее никто не обидит. Но ей обязательно дадут подзатыльник... Отказы сопровождают писателей. Как я справляюсь с горечью поражения - никогда не сдаюсь. Например, если я отправил десять писем-заявок агентам, то каждый раз, получая отказ, я просто отправляю письмо другому агенту. Таким образом, у меня всегда остается 10 шансов на публикацию. И эта надежда помогает пережить постоянные отказы.
5. Переключайся, чтобы поддерживать драйв
Если вы спросите, в каком жанре мне больше нравится писать, я отвечу - в том, в котором я сейчас не пишу. Когда я работаю над триллерами, мне хочется поскорее переключиться на фэнтези. И наоборот. Вообще, в каждом жанре есть формулы, которые хотят увидеть читатели, и приходится придерживаться определенных правил. В то же время, триллеры более динамичны, пишутся "короткими стежками", весь фокус внимания уходит на сюжет. Фэнтези более плавно, внимание сосредоточено на персонажах.
6. Собирай материал для книг заранее
Когда я путешествую, я всегда пишу заметки, так, чтобы по возвращении вернуться к записям и найти нужный сеттинг. Я всегда стараюсь задействовать треугольник "экзотическое место - научные знания - история".
Кроме того, я постоянно читаю, как фикшн, так и нон-фикшн. У меня есть подписка на журналы, такие как "Ученая Америка", "National Geographic", там я всегда нахожу интересную информацию. Любопытные статьи я вырезаю с тем, чтобы спустя пару недель вернуться к ним и подумать, есть ли там завязка для книги или нет.
Я также общаюсь с экспертами в разных областях. На самом деле, стоит вам сказать волшебную фразу "Я пишу книгу", и перед вами каким-то таинственным образом открываются любые двери.
7. Установи рутину и придерживайся ее
Я пишу шесть дней в неделю. Встаю и пишу два или три часа утром. После этого делаю перерыв, отправляюсь в спортзал или по своим делам, затем еще немного пишу днем. Я веду два журнала с заметками и записями - один для книг в жанре триллера, другой - для фэнтези.
8. Если наступил кризис, значит, нужно найти и исправить ошибку
С двумя книгами в год мне некогда разбираться с писательскими кризисами (см. статья
"Писательский блок - опыт преодоления" в mi-pishem). А если серьезно, по моим ощущениям, когда история заваливается и возникает ощущение "блока", чаще всего это связано с тем, что какая-то сцена прописана неправильно, или персонаж получился неправдоподобным, или выбрано не то лицо, от которого ведется повествование. То есть нужно вернуться назад и найти момент, когда история отклонилась от курса, исправить ошибку. Стоит откорректировать неправильную сцену, и дальше повествование набирает обороты, течет плавно.
9. К черту ритуалы, они только мешают!
У меня нет ни одного, даже самого крошечного ритуала. Я пишу в абсолютно любых условиях: в тихом офисе, под журчащую музыку, или под оглушительный рев телевизора, в самолетах и гостиничных номерах, на улице и дома. Мне не нравится идея привязать себя к определенным условиям, ведь есть опасность, что таким образом я сам на себя наложу ограничения. Это ловушка! Мой единственный ритуал выглядит так: писать каждый день, читать каждый день. Вот это хорошая традиция.
10. Чтобы найти свой жанр, попробуй максимум из того, что тебе интересно
Думаю многие писатели пишут в том жанре, который всегда их интересовал... Для меня фактор "любимого жанра" не был подспорьем, так как мои читательские интересы простираются слишком широко. Хотя я всегда обожал триллеры, я также люблю читать ужасы, научную и другую фантастику, детективы. Когда я только начинал писательскую карьеру, я пробовал разные жанры, стили, точки зрения. Получалась откровенная чушь, которая теперь надежна похоронена на дачном участке. Но все эти чудовищные наброски помогли мне обрести свой голос, и благодаря им я написал свою первую книгу.
11. Не делай ставку на что-то одно, сюжет и герои одинаково важны
Никакая самая крутая приключенческая история не сработает, если вы не затронете чувства читателя. Иначе получится не книга, а попкорн! Читателя должны заинтересовать герои, иначе зачем ему участвовать в этом путешествии? Читатель должен настолько вложиться эмоционально в персонажей, чтобы переживать за их судьбу. Поэтому необходимо не просто проложить маршрут сюжета, но и создать героев, которые будут жить, дышать, существовать в воображении читателя.
12. Пиши книгу по принципу "американских горок"
В своих приключенческих историях я активно использую элементы саспенса. Вы заводите героя на край высокой скалы, заставляете его балансировать на краю, а потом толкаете в пропасть в тот момент, когда читатель наименее этого ожидает. Задача хорошего триллера - делать скалы все более отвесными по мере раскручивания сюжета. Каждая новая опасность должна быть более неожиданной, более устрашающей, нежели предыдущая. Писатель Лестер Дент однажды сказал: "Никогда не используйте дважды один и тот же способ убийства героев". Он совершенно прав. Но не забывайте давать читателям передышку между событиями, а в тот момент, когда их дыхание выровняется, снова и снова атакуйте их. И вот еще небольшой совет - всегда заканчивайте главу намеком на грядущую опасность. Благодаря этому читатель будет переворачивать страницы, чтобы узнать, что дальше.
Автор: Дарья Корж для сообщества mi-pishem. По англоязычным интервью Роллинса.