Уважаемый автор
письма!
Во-первых, вам уже очень хорошо ответили:
"Мне кажется, неправильно поставлен сам вопрос. Не копировать, а вдохновляться"
lili-lel "Мне кажется, в качестве упражнения вполне можно подражать. Брать самые любимые отрывки из настольной книги и минут 15 над ними поработать. Заодно поймешь, в каком стиле писать легче"
ne_zabava "Не знаю, как насчет копировать стиль, но знаю, что очень полезно такое упражнение: просто переписывать. Вот прямо брать классиков и переписывать слово в слово"
loco_bird
Во-вторых, я лично никогда не понимала тех, кто призывал не читать чужого и писать свое. На мой взгляд, это сродни ситуации, когда архитектор заявляет, что он, дескать, не собирается строить дом по уже существующим проектам, а будет без всяких шаблонов разрабатывать свой. Строить самостоятельно, конечно, хорошо, но зачем терять время и учиться на своих ошибках, когда можно учиться на ошибках и удачных находках других? Помнится, футуристы уже предлагали выбросить Пушкина, Достоевского и Толстого "за борт корабля современности". Только, куда поплывет такой корабль, вот в чем вопрос.
Все мы в той или иной мере друг друга копируем. Начинающие поэты всегда невольно подражают тому или иному великому стихотворцу. Чтобы построить что-то новое, сначала нужно приобрести навыки строительства и собрать материал. Литераторы сначала перерабатывают опыт других, только тогда получается найти свой стиль и свой голос.
Я даже не столько призываю копировать, хотя говорят, что очень полезно читать классиков и переписывать по памяти отрывки из известных книг, то есть делать такое изложение, а потом сверять его с оригиналом. Я, скорее, предлагаю подражать, стараться воспроизвести отдельные приемы, брать на вооружение удачные находки. То есть не просто читать книгу, а читать вдумчиво, с карандашом в руке, анализируя, почему автор написал ту или иную фразу, как построены диалоги, конфликты. Выписывать интересные выражения и пытаться сочинить что-то похожее. Вы сразу увидите, что копировать одного писателя вам легко, а другого - удается с большим скрипом, что определенный жанр вам ближе и интереснее. Все это помогает найти свой голос, прийти к собственным удачным решениям.
Еще в психологии говорят: чтобы понять другого человека, нужно влезть в его шкуру. Есть даже такое упражнение, когда один человек полностью копирует манеры, мимику, жесты другого человека. Почему бы не попробовать представить себя, например, Виктором Гюго? Сесть и переписать сцену из "Отверженных". И при этом почувствовать, почему автор писал именно так, а не иначе. Писатель, как и актер, проживает множество жизней. И, в отличие от актера, вами не руководит режиссер театра. Вы можете выбирать те жизни, которые вам больше всего интересны, - так выбирайте великие!