Как вы знаете, в конце ноября стартовал IV Ежегодный конкурс "Новая детская книга". Работы принимаются по 1 апреля 2013 года. Уже сейчас писатели думают, как сделать так, чтобы их книга выделялась среди сотен других рукописей. Члены жюри конкурса ответили на эти вопросы. Думаю, их ответы будет полезно взять на вооружение всем детским писателям!
Номинация «Истории сказочные и не только…»
Борис Кузнецов, Председатель жюри конкурса «Новая детская книга»,
генеральный директор издательства «Росмэн»:
«Самый часто задаваемый вопрос - каким должно быть произведение, чтобы его издать.
Все же мы говорим о новой детской книге, о новых авторах, потому ответить на него особенно сложно. Несколько раз доходило до абсурда - авторы предлагали нам дать им синопсис или подробный план, чтобы они могли написать по нему произведение, которое нас устроит. Но мы не авторы, и мы не можем задавать такие рамки. Говоря о том, какой должна быть рукопись, прежде всего, нужно иметь в виду, что в результате должна получиться иллюстрированная книга. И все же есть некоторые моменты, на которые хотелось бы обратить особенное внимание.
Новые персонажи. При всем многообразии литературы, которая проходит через нас - а мы прочитали колоссальное количество рукописей - нечасто встретишь свежих персонажей. Не хочу никого обидеть, но ведь многие берутся писать, ориентируясь на какой-то образец, и просто ставят готовый шаблон в новые обстоятельства.
Свежий язык и новый сюжет. В марте в рамках «Новой детской книги» мы проводили дискуссионный клуб, и в нем принимал участие писатель Андрей Усачев. Тогда он сказал очень правильную вещь, которую я часто вспоминаю. Он говорил, что в нашей стране сложилась ситуация, при которой у нас всегда было хорошо с детской поэзией и совсем нездорово с оригинальной детской прозой. На первый взгляд, высказывание парадоксальное, но если задуматься - ведь это действительно так.
Учитывая этот факт, создание современного языка детской литературы - вещь действительно важная и крайне непростая. Сегодняшним детям нужен более динамичный и живой язык, нужна парадоксальность и игра, им нужно больше непосредственности и юмора. Научиться шутить для детей - дело совсем сложное. Ведь намного проще написать настоящую драматическую или трагическую книжку, чем книжку веселую, читая которую ребенок рассмеется.
Ну а что точно не проходит - это заходы с заискивающими, сладкими интонациями, вроде «Здравствуй, мой маленький друг». Скажу прямо, шанса у таких рукописей пройти в шорт-лист и даже в лонг-лист - нет.
Нужен новый герой, свежий сюжет, свежий и новый язык. Дальше говорить ничего не буду, потому что начинаются рамки, а рамок мы никому не задаем.
И отдельно хотелось бы вспомнить о детской поэзии. Это самая сложная форма литературы, но и самые лучшие авторы. И скажу, возможно, крамольную вещь - те стихи, которые входили в шорт-листы прошлых сезонов «Новой детской книги», и даже более широкий ряд произведений, ничуть не хуже, например, канонизированной традицией Агнии Барто. Не хуже, но современнее. У нас много замечательных поэтов, но, увы, возможности массово издавать поэзию нет. И при этом в России действительно богатейшая классическая поэзия, с точки зрения родителей, строго обязательная к прочтению в соответствующем возрасте. Мы будем делать тематические сборники - мы об этом уже говорили. Но в этом году прием поэтических произведений на конкурс будет, к сожалению, строго ограничен темой, заданной в номинации - это наше сознательное решение, хотя оно и далось нам тяжело».
Номинация «Фантастика. Фэнтези. Приключения»
Елена Широнина, член жюри конкурса «Новая детская книга»,
директор по проектам издательства «Росмэн»:
«В отличие от номинации для самых маленьких, это текстовая литература для подростков. Здесь мы призываем вас замахиваться на большие тексты, «большую» книгу. Книга объемом 15 авторских листов в печати выглядит примерно как один том серии «Часодеи». И наша практика и исследования показывают, что такие объемные книги подростки готовы читать, готовы полюбить героев этих книг и вживаться в их мир.
О жанре. С фантастикой и фэнтези все понятно - это популярнейшие на данный момент жанры. Но в названии номинации я хотела бы обратить внимание на последнее слово - «приключения», так как мы призываем авторов не уходить совсем в мир выдуманный, ирреальный. Одна из подростковых книг, которую мы сейчас готовим в печать, рассказывает о жизни детей из провинции. Книга очень смешная, интересная - не фантастика или фэнтези, но как раз смешные приключения.
В этой номинации мы ждем, конечно, прозу - не пишите романов в стихах. И конечно, мы ждем новых интересных героев.
О сюжете. В жанре фэнтези все привыкли к такой коллизии - мальчик или девочка, сироты, вынуждены противостоять враждебному окружающему миру и злым родственникам. Возможно, в этом находит отражение важная для подростка проблема одиночества, поиска и осознания себя. Безусловно, такая коллизия имеет право на жизнь, но она реализуется неоднократно в самых разных книгах для подростков. Возможны ведь и совершенно другие сюжетные коллизии.
Так что если вы хотите написать про сироту, оказывающегося волшебником - пишите, хорошо. Мы прочитаем, и, без всякого преувеличения, это может оказаться великая книга. Но если вы думаете, что только с такой книгой можно победить в конкурсе, быть изданным и завоевать любовь читателей - это не так. Я призываю вас обращать внимание еще и на реальность и попытаться осмыслить мир, в котором живет современный подросток. Это не менее важно, чем история жизненного успеха волшебника-сироты. Еще раз повторюсь, мы ждем фантастику и фэнтези и с большим интересом рассмотрим сюжеты реалистичные, о героях, которые живут в наши дни.
Если же вы мыслите многотомными эпопеями - прекрасно, присылайте нам вместе с рукописью книги еще и синопсис, с описанием того, как вы видите развитие сюжета и его завершение. Возможность продолжить книгу и дать читателям не расставаться еще несколько лет с полюбившимися героями - это безусловный плюс для вашей конкурсной заявки.
Пишите о чем угодно, главное - чтобы это было интересно, талантливо. И даже если вдруг оказывается, что ваша книга не вошла в шорт-лист, это еще не значит, что она оказалась не нужна».
Борис Кузнецов:
«Хотелось бы сделать небольшое дополнение. В работах, которые приходят в эту номинацию, крайне важна оригинальность. Примерно половина произведений фэнтези, которые нам присылают, написана по одному шаблону: гном, эльф, человек и пара других персонажей идут добывать кольцо или еще что-то не менее важное. А нужно что-то более свежее и уникальное. И хотелось бы увидеть произведения, в которых хотя бы часть действия происходит в нашей реальности, «здесь и сейчас», в знакомом антураже, в привычных глазу читателя-подростка повседневных декорациях. Но будьте внимательны к деталям! Это книги для подростков, а они очень строгие читатели и не прощают фальши и ошибок».
О конкурсе «Новая детская книга»
Чем мы отличаемся от других конкурсов - мы издательство, и мы честно ищем книги, чтобы их издавать. Может быть, именно поэтому мы и получаем самый большой авторский отклик и самое большое количество рукописей. Нас сложно упрекнуть в предвзятости, в подтасовке фактов, лоббировании интересов каких-либо авторов - зачем нам самих себя обманывать? По результатам печатаются тиражи книг, а они должны находить своего покупателя и читателя.
О подростковой литературе
Благодаря конкурсу мы сделали серьезный прорыв - серию «Часодеи». Проект, знаковый для всей нашей подростковой книги, ведь если посмотреть, до сих пор в нашей стране «срабатывали» только иностранные авторы - Ролинг, Паолини, Пулман, другие. (Если не считать Емца, конечно, но это отдельный разговор.) «Часодеи» стали настоящим бестселлером, получили «Книжную премию Рунета» в 2012 году и массу других наград. На сегодняшний день тираж превысил 150 000, причем история только разворачивается. И мы всерьез надеемся, что дальше будет только лучше - именно с российскими авторами. Мы уже говорили, в конце февраля мы выводим новый подростковый проект на несколько томов от еще одного автора - участника нашего конкурса.
Что делать тем авторам, кто не вошел в число финалистов конкурса
На мой взгляд, многие авторы занимают позицию, не самую лучшую для себя - отправили рукопись, и надолго замерли в ожидании. Конкурсы проходят, среди семи тысяч рукописей, где-то есть и ваша заявка. Может быть, когда-то ее выберут для публикации. Да, мы обращаемся к этому огромному запаснику, периодически из него что-то достаем. Находим, связываемся с авторами - именно сами - и договариваемся. Но, честно, вам как авторам не стоит сидеть и ждать звонка. Участвуйте в других конкурсах, отправляйте рукописи в издательства, будьте настойчивее. Если вы нашли издателя, а мы не успели с вами связаться, то пусть это останется нашей проблемой. Хорошие книги должны находить своего издателя! То, что ваша книга была отправлена на конкурс - отлично, но любой конкурс, в той или иной степени, лотерея. По тем или иным причинам прекрасные произведения могут пройти мимо шорт-листа. Это происходит в любом конкурсе - во всех Букерах, в «Большой книге». Дорогие авторы, не сидите, не ждите - вас может связать только одно - договор с издательством.
Часто мы видим отличные произведения, которые по разным обстоятельствам не могут быть изданы у нас. Кроме того, мы физически просто не можем издать такое количество произведений. Попадание в листы конкурса - это серьезная оценка и рекомендация. Это возможность и повод обращаться к издателям.
Как вариант, мы думаем ввести практику давать заключения по шорт-листу (возможно, и по лонг-листу) от имени экспертного совета конкурса «Новая детская книга». Возможно в этом году, возможно в будущем, пока это планы. Сообщим отдельно».
Источник:
http://rosmanpress.livejournal.com/39551.html_________________________________________________________________________________________________
В свою очередь я писала
в этой статье о том, какие требования к рукописи предъявляет издательство "РОСМЭН". Напомню, что об этом говорил генеральный директор издательства Борис Кузнецов на церемонии награждения победителей предыдущего конкурса:
Если суммировать сказанное, то специалисты советуют начинающим авторам:
- пишите без слащавости. Дети сами разберутся, что к чему, не нужно с ними заигрывать. Даже если вы пишете для дошкольников, пишите серьезно;
- пишите интересно. Борис Кузнецов рассказывал, что, когда читал рукопись «У нас на кухне жили гномы» Дарьи Чижевской (кстати, книга уже опубликована и выходит в продажу), специально передвинул холодильник в своей квартире, чтобы проверить, нет ли за ним гномов. Если книга заставляет поверить в чудеса, она обязательно будет опубликована;
- пишите динамично. Не нужно затягивать сюжет. Хорошо, когда картинка скользит перед глазами читателя, как сцены в кинофильме;
- не усложняйте. Когда слишком много деталей, читатель может запутаться. Не стоит писать слишком "навороченные" книги для детей. Говорите с читателями как можно проще, они это оценят.
А
тут пост о типичных ошибках детских писателей.
Желаю вам, чтобы ваши книги уже в следующем году радовали маленьких читателей своим красочным оформлением и увлекательным содержанием!:)