Друзья, частично открываем для общего доступа вопрос-ответ сессию, которую мы в очередной раз провели с участниками мастерской. Возможно, вы почерпнете для себя интересную информацию. Участники мастерской спрашивали, мы с Татьяной отвечали.
Поехали!
***
Вопрос: Расскажите, пожалуйста, есть ли сейчас какие-то модные тренды в жанре фэнтези? Можно ли как-то повысить свои шансы на успех в публикации?
Ответ: Шансы на успех в публикации вы повышаете, предлагая книгу, соответствующую форматным требованиям жанра и конкретной серии. Если серия условно называется "Любовь и магия" - то в неё не стоит предлагать боевое фэнтези. Внимательно изучите ассортимент издательства и обращайтесь в профильную редакцию, к редактору конкретной серии - редактор указан в книгах.
Что касается трендов, то всемирный успех "Песни льда и пламени" стимулировал издательства на поиск жемчужин т.н. "черного" или "реалистического" фэнтези, а кино и телефраншизы запустили поиск супергеройских и эпических романов. Попытки русскоязычных авторов в этой области были, но в целом эти ниши пока остаются свободны. Сохраняет актуальность формула янг-эдалт в фэнтези-антураже, детско-подростковые волшебные повести про приключения школьников и животных (типа "Пираты кошачьего моря", "зверские" детективы Старобинец) также имеют хорошие шансы на издание. Книги о "попаданцах" по-прежнему уверенно лидируют.
Учтите еще, что тренды - это часто модные темы, герои, детали, которые встречаются во всех популярных произведениях. Так, очевидно, что на пике популярности сейчас такие темы, как дети, здоровый образ жизни, космос и т.д.
***
Вопрос: Какие издательства работают с жанром детектива? Имеется в виду совершенно классический детектив. И верно ли, что лучше не обращаться в издательства с всего одной-единственной написанной книгой? Нужно сразу отсылать несколько?
Ответ: Практически все крупные издательства имеют детективные серии, смотрите по свежим изданиям, какие именно субжанры в приоритете именно у того или другого издательства.
Есть такое мнение, что крупные издательства предпочитают сразу запускать серию или, по крайней мере, несколько книг. Тем не менее, не столь крупные издательства сначала предпочтут сделать пробный тираж. Так что нужно отправлять рукопись сразу всюду, куда только получится.
Советуем сходить в ближайший книжный, найти книги, написанные в схожем с выбранным вами жанре, и выписать или сфотографировать страницы с координатами издательств. Такая нехитрая работа позволит заполучить свежий список издательств, выпускающих книги в вашем жанре (так что ориентируйтесь на последние новинки!).
***
Вопрос: Начала детектив, так план почти есть, несколько сцен написано. Вопрос: сколько надо знаков на нормальный детектив, чтобы в редакции не выкинули не читая?
Ответ: От восьми авторских листов. Авторский лист - 40 тыс. знаков. Если детектив подростковый, то объем может быть немного меньше - 6-7 авторских листов. Кроме того, рекомендуем следить за конкурсами издательств и просматривать новинки: сейчас вернулась мода на тематические аналогии рассказов,в которые, как правило, включают один-два рассказа авторов-хэдланеров и десяток рассказов авторов калибром помельче, в том числе дебютантов. Наиболее резонансная из таких ежегодных антологий, пожалуй, - "Самая страшная книга" Астрель-СПб, но и ЭКСМО уже лет 10 ежегодно выпускает сезонные сборники детективных рассказов типа "Новогодний детектив", "Отпуск с детективом" и т.д.
***
Вопрос: Какова норма выдачи новой информации на количество знаков? На ЭЯ мастерской Вы, Дарья, писали, что слишком много информации в небольшом отрывке текста, может тут есть какие-нибудь нормы, например два новых факта на 1000 знаков или что-нибудь в этом роде?
Ответ: Увы, нет такой нормы, писательство все же не самая точная наука :) Важно не столько количество информации, сколько композиция - равномерное распределение информации по тексту. Не так, чтобы вся информация содержалась в первых абзацах книги или главы, а чтобы она дозировалась по мере развития сюжета. Столкнулся герой с каким-то фактом - тогда и дайте информационное пояснение. Если будет присутствовать некоторая недоговоренность, не страшно - она работает на сапенс, на вовлеченность читателя. Всегда лучше недоговаривать, чем наболтать лишнего.
Советуем составлять для себя карточки-памятки. Если собираетесь писать новую сцену, прикиньте, сколько будет новой информации, какие именно факты вы планируете задействовать, и выпишите эти факты-детали на карточку.
Если сомневаетесь, нет ли перегруза, найдите бета-ридера, желательно не увлекающегося жанром, в котором вы пишете. Предложите ему прочитать несколько готовых глав вашей рукописи и спросите, все ли понятно, нет ли ощущения, что информации слишком много/мало.
***
Вопрос: В чем разница между фэнтези и фантастикой? Только ли в наличии различных эльфов, гномов, тролей и других сказочных существ? А если ангелы, то это уже фантастика? И есть ли существенная разница в написании текстов?
Ответ: Граница между фантастикой и фэнтези - все еще дискуссионный вопрос. Часть культурологов настаивает на полном совпадении этих терминов, в общем случае под фэнтези понимают любую книгу, содержащую фантастическое допущение - будь то волшебная палочка или гравилет. Однако российская традиция ассоциирует термин "фантастика" прежде всего с сай-фай - научной фантастикой, космической фантастикой, или т.н. "социальной фантастикой" - где фантастическое допущение перенесено в область социального устройства общества, сваянного с изменением технологий, однако лишенного протестного пафоса кибер-панка, например, "Туманность Андромеды" Ефремова, "Мир полдня" и т.д.
Фэнтези, как правило, не стремится объяснить устройство выдуманного мира с научной точки зрения. А вот в фантастике этому уделяется немалое внимание. Также для фантастики свойственно делать упор на технический прогресс.
***
Если у вас тоже возникли какие-либо вопросы, можете присылать их на адрес pik-knig@yandex.ru с пометкой Вопросы. А если вы хотите подключиться к нашей закрытой группе и стать постоянным участником мастерской, не упустите шанс
принять участие в воркшопе "Блиц-книга". Все участники воркшопа автоматически становятся участниками мастерской и получают много других бонусов: от ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КАРТЫ будущей книги до АВТОРСКОГО ПОРТФЕЛЯ, оформленного в виде плана-памятки.
До встречи на проекте!
Ваши Дарья, Татьяна