1. Сосредоточьтесь на деталях, которые раскрывают характер и внутреннее состояние героев
Цвет волос или глаз героя не сообщит читателю многого. Вместо описания внешности сфокусируйтесь на описании
внутреннего мира героя. Посмотрите, как Достоевский описывает Катерину Ивановну в "Преступлении и наказании":
"«Катерина Ивановна, как и всегда, чуть только выпадала свободная минута, тотчас же принималась ходить взад и вперед по своей маленькой комнате, от окна до печки и обратно, плотно скрестив руки на груди, говоря сама с собой и кашляя…»
Несколькими штрихами Достовский обрисовывает как физическое состояние героини (болезнь), так и психическое (беспокойство, тревожность).
2. Поставьте в приоритет отображение уникальности ваших героев
Основной способ создать "живого" героя - показать, в чем его уникальность, отличие от других. Чарльз Диккенс, гений портретов, создавал великолепные характеристики. Вот придуманный им "человек-калькулятор" - школьный учитель Томас Грэдграйнд:
"Он стоял, грозно сверкая на них укрывшимися в пещерах глазами, словно до самого жерла начиненная фактами пушка, готовая одним выстрелом выбить их из пределов детства. Или гальванический прибор, заряженный бездушной
механической силой, долженствующей заменить развеянное в прах нежное детское воображение."
Вместо сухого описания Диккенс задействует яркие метафоры, взывая к воображению читателя. Если бы речь шла о том, что школьный учитель "строг, упрям и любит факты", едва ли нам удалось бы так ярко представить себе героя. Но Диккенс обращается к уникальным деталям, превращая описание в масштабную картину.
3. Задействуйте в описании язык тела и жесты
Показать героев в движении - вот верный способ оживить их. Движения и жесты персонажей могут многое рассказать о них. В примере выше лихорадочное перемещение Катерины Ивановны по комнате говорит о скрытой тревоге, о ее страхе перед мужем. В "Тяжелых временах" Диккенс задействует жесты, чтобы показать жесткий и авторитарный характер мистера Грэдграйнда:
"- Ученица номер двадцать, - сказал мистер Грэдграйнд, тыча квадратным пальцем в одну из школьниц. - Я этой девочки не знаю. Кто эта девочка?"
4. Покажите внутренние противоречия
Внутренние противоречия дают возможность читателю проникнуться сочувствием к герою, который так похож на "обычных людей". Ведь в жизни мы сплошь и рядом встречаемся с противоречивыми натурами: грубиян и хам не может пройти мимо мяукающего котенка, поддавшись внезапной жалости; мягкосердечный простофиля по-свински обращается с влюбленной в него девушкой; а строгий профессор оказывается любящим отцом и дедом. Почему на страницах книг герои далеко не всегда наделены таким же сложными характерами?
Пятачок сопровождает Винни-Пух в поисках опасного Слонопотама. Маленький поросенок трясется от страха, но не может оставить друга. Крошечные недостатки "высвечивают" большие достоинства и делают персонажей реалистичными.
5. Читайте писателей, прославившихся своими описаниями героев
Собирайте копилку ярких персонажей, чтобы научиться создавать такие же. Достоевский, Чехов, Толстой, Диккенс - все это признанные мастера портретов. Заведите специальный журнал, в котором вы будете собирать особенно интересные портреты героев. Разделите журнал на секции: "описания одежды", "описания лиц", "детали" и т.д. Собранные таким образом материалы могут стать серьезным подспорьем в работе.
6. Делайте зарисовки портретов
Если перед глазами есть рисунок, описание дается куда легче. Попробуйте нарисовать каждого из героев. Если же вы не особо сильны в рисовании, можете просто составить описание по методу интеллект-карт, сфокусировавшись на таких моментах, как:
- основные вехи биографии героя
- интересы и увлечения
- цели
- страхи
- сильные качества
- недостатки
Само собой, это только примерный список. Можете расширять его, как вам заблагорассудится.
7. Практикуйтесь
Если вы чувствуете, что у вас есть проблемы с описаниями героев, используйте упражнения и игры для оттачивания мастерства. Например, попробуйте следующие упражнения:
- Опишите лицо женщины, испытывающей ярость. Используйте при этом, как минимум, одну метафору.
- Женщина выиграла в лотерею. Опишите ее эмоции, используя только язык тела и жестов.
- Мужчина обнаружил, что друг его предал. Напишите сцену, когда друг видит, как герой приближается к нему, и понимает, что его обман раскрыт. Покажите эмоции предателя.
Чем больше вы практикуетесь, тем скорее вы станете мастером портретов, подобно великим писателям, чьими произведениями мы до сих пор зачитываемся.
По материалам nownovel.com