7 ПРИЕМОВ ДЛЯ СОЗДАНИЯ "ЖИВЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ"

Feb 17, 2017 08:01

1. Сосредоточьтесь на деталях, которые раскрывают характер и внутреннее состояние героев

Цвет волос или глаз героя не сообщит читателю многого. Вместо описания внешности сфокусируйтесь на описании
внутреннего мира героя. Посмотрите, как Достоевский описывает Катерину Ивановну в "Преступлении и наказании":



"«Катерина Ивановна, как и всегда, чуть только выпадала свободная минута, тотчас же принималась ходить взад и вперед по своей маленькой комнате, от окна до печки и обратно, плотно скрестив руки на груди, говоря сама с собой и кашляя…»

Несколькими штрихами Достовский обрисовывает как физическое состояние героини (болезнь), так и психическое (беспокойство, тревожность).

2. Поставьте в приоритет отображение уникальности ваших героев

Основной способ создать "живого" героя - показать, в чем его уникальность, отличие от других. Чарльз Диккенс, гений портретов, создавал великолепные характеристики. Вот придуманный им "человек-калькулятор" - школьный учитель Томас Грэдграйнд:

"Он стоял, грозно сверкая на них укрывшимися в пещерах глазами, словно до самого жерла начиненная фактами пушка, готовая одним выстрелом выбить их из пределов детства. Или гальванический прибор, заряженный бездушной
механической силой, долженствующей заменить развеянное в прах нежное детское воображение."

Вместо сухого описания Диккенс задействует яркие метафоры, взывая к воображению читателя. Если бы речь шла о том, что школьный учитель "строг, упрям и любит факты", едва ли нам удалось бы так ярко представить себе героя. Но Диккенс обращается к уникальным деталям, превращая описание в масштабную картину.

3. Задействуйте в описании язык тела и жесты

Показать героев в движении - вот верный способ оживить их. Движения и жесты персонажей могут многое рассказать о них. В примере выше лихорадочное перемещение Катерины Ивановны по комнате говорит о скрытой тревоге, о ее страхе перед мужем. В "Тяжелых временах" Диккенс задействует жесты, чтобы показать жесткий и авторитарный характер мистера Грэдграйнда:

"- Ученица номер двадцать, - сказал мистер Грэдграйнд, тыча квадратным пальцем в одну из школьниц. - Я этой девочки не знаю. Кто эта девочка?"

4. Покажите внутренние противоречия

Внутренние противоречия дают возможность читателю проникнуться сочувствием к герою, который так похож на "обычных людей". Ведь в жизни мы сплошь и рядом встречаемся с противоречивыми натурами: грубиян и хам не может пройти мимо мяукающего котенка, поддавшись внезапной жалости; мягкосердечный простофиля по-свински обращается с влюбленной в него девушкой; а строгий профессор оказывается любящим отцом и дедом. Почему на страницах книг герои далеко не всегда наделены таким же сложными характерами?



Пятачок сопровождает Винни-Пух в поисках опасного Слонопотама. Маленький поросенок трясется от страха, но не может оставить друга. Крошечные недостатки "высвечивают" большие достоинства и делают персонажей реалистичными.

5. Читайте писателей, прославившихся своими описаниями героев

Собирайте копилку ярких персонажей, чтобы научиться создавать такие же. Достоевский, Чехов, Толстой, Диккенс - все это признанные мастера портретов. Заведите специальный журнал, в котором вы будете собирать особенно интересные портреты героев. Разделите журнал на секции: "описания одежды", "описания лиц", "детали" и т.д. Собранные таким образом материалы могут стать серьезным подспорьем в работе.

6. Делайте зарисовки портретов

Если перед глазами есть рисунок, описание дается куда легче. Попробуйте нарисовать каждого из героев. Если же вы не особо сильны в рисовании, можете просто составить описание по методу интеллект-карт, сфокусировавшись на таких моментах, как:

- основные вехи биографии героя
- интересы и увлечения
- цели
- страхи
- сильные качества
- недостатки

Само собой, это только примерный список. Можете расширять его, как вам заблагорассудится.

7. Практикуйтесь

Если вы чувствуете, что у вас есть проблемы с описаниями героев, используйте упражнения и игры для оттачивания мастерства. Например, попробуйте следующие упражнения:

- Опишите лицо женщины, испытывающей ярость. Используйте при этом, как минимум, одну метафору.
- Женщина выиграла в лотерею. Опишите ее эмоции, используя только язык тела и жестов.
- Мужчина обнаружил, что друг его предал. Напишите сцену, когда друг видит, как герой приближается к нему, и понимает, что его обман раскрыт. Покажите эмоции предателя.

Чем больше вы практикуетесь, тем скорее вы станете мастером портретов, подобно великим писателям, чьими произведениями мы до сих пор зачитываемся.

По материалам nownovel.com

райтхак, героеведение, практика, секреты мастерства

Previous post Next post
Up