Oct 14, 2013 14:02
"Класс Бенто Бочнева". Неприметная вывеска, которая в наш далеко не театральный век вряд ли сможет заманить просто прогуливающегося человека в зал. Но чем ближе ты к миру современного театра и нижегородской театральной тусовке в частности, тем более интригуют тебя слова дополняющие эту афишу: "автор-Максим Курочкин", "режиссер-Лев Харламов", "выпускной спектакль Нижегородского театрального училища". И становится в разы интересней. Современный драматург, не отличающийся легкостью и простотой пьес выбран в качестве финального экзамена только-только состоявшихся актеров в учебном заведении, славившимся исключительной классичностью и консервативностью репертуара (за крайне редкими исключениями). Да даже попытавшись окинуть взглядом всю афишу нижегородских театров смело можно считать, что перечисляя современных авторов в этих списках у тебя точно останутся не загнутые пальцы и большинство из них уйдет на репертуар независимого театра "Зоопарк". Того самого, актер и один из создателей которого представил нам "Класс Бенто Бочнева" в качестве своего режиссерского дебюта. К слову, из всех перечисленных выше интересных сочетаний, которые собрались в этом проекте представить себе Льва Харламова в качестве строгого, требовательного и одновременно по-детски креативного и фонтанирующего бесконечными "Нет, давай так!" художественного руководителя получилось проще всего. Но перенесемся уже в небольшой зал Учебного театра, где после первого звонка богемного вида дама во всеуслышание сетует, что билетов не купить, а зрителей-то и нет и где под гаснущий после третьего звонка свет проскальзывают тени опоздавших, чтобы занять последние места на ступенях вдоль стен.
Сцену с двумя рабочими зонами разделенными легкой занавеской-экраном для, ставших почти неотъемлемой частью современных постановок, видеопроекций загромождают обломки античных колонн. Статуя Родена в миниатюре контрастирует с велотренажерами на заднем плане. Проектор намекает направление сюжетной линии, музыка погружает в настроение.
Всё как положено. Но это не отлаженное тысячами дублей кино, не выхолощенные глянцем видеоклипы. Со сцены полился живой, искренний, энергичный театр. Пусть где-то предательски срывался голос, чуть путался текст и декорации не совсем так держались в руках как на репетициях-всё это было живое и от этого ещё более трогательное.
Говоря о самом спектакле, стоит отметить формат именно выпускных работ театральных училищ и ВУЗов, который превращает в персональный ад работу режиссера. Это своеобразная солянка всех их знаний и умений. То есть, вне зависимости от сюжета и режиссерских задумок, на сцену надо вывести весь курс, который должен ещё показать нам танец, сценический бой, спеть ну и отыграть пару милых этюдов на вольную тему. Поэтому, как Лев Юрьевич не старался всё это органично вплести в ход спектакля, он всё-таки оказался крайне перегружен абсолютно ему в большинстве своем не нужными вставками. Плюс мешали бесконечные, слабо подкрепленные сюжетной необходимостью перестановки колонн по сцене. Причем до такой степени, что массовка периодически начинала напоминать грузчиков.
Но это мелочи. Ведь это премьера. Премьера начинающих актеров и режиссера на достаточно сложном материале. И я считаю, что она удалась.
Не будем вдаваться в подробный анализ всего спектакля, в разборы сцен и действий каждого актера. На это есть маститые критики и это их хлеб. Просто затронем несколько, показавшихся знаковыми, моментов.
Много лет назад наш город посетила известный театральный критик Марина Дмитриевская. Она провела здесь достаточно много времени и плотно ознакомилась с программой нижегородских театров. Позже в своей работе, посвященной культурной жизни Нижнего Новгорода она написала, что в городе нет ни одного настоящего, живого театра, кроме Нижегородского театрального училища. Тогда это практически прямое оскорбление наши профессионалы проглотили и сделали вид, что ничего не было. Но те, кто в этот week-end выбрал для посещения именно "театралку" как раз и смогли увидеть то, чем восхищалась Дмитриевская. Не зашоренные, не скучающие на сцене, искренне любящие свою работу, эту пьесу, друг друга ребята ловили просто дикий кайф от того, что происходит. Конечно, данное утверждение легко парируется тем, что это их чуть ли не первый выход на большую сцену и эмоционально выгорают даже самые маститые. Но любить надо театр в себе, а не себя в театре. И именно это вчера нам доказало новое поколение нашего театра.
Причем термин "новое поколение" также хочется применить и к Льву Харламову. Его режиссерская форма текста Максима Курочкина в контексте нижегородской театральной жизни легко притягивает к себе такие эпитеты как "свежо" и "нестандартно". Минималистичность решения мизансцен, точно подобранная музыка, своевременность и ненавязчивость видеопроекций создает крепкий задел для последующий и режиссерских и актерских импровизаций. Но пока отметим лишь недостаток сформированности этой работы, сыгранности, обкатанности, налета легкой усталости после очень тяжелой, но плодотворной работы.
У спектакля есть всё для дальнейшего и достаточно долго существования. Но работать, как и во всех творческих проектах, всегда есть над чем. Всего лишь мнение, но если избавить его от "необходимых" училищных вставок, оптимизировать количество занятых актеров и не перестраховываться сильными музыкальными композициями на случай если актер "не вытянет", то это будет очень веское новое слово в нижегородском театре.
Конечно, судить рано, но на втором показе и актеров и режиссера пока переигрывает автор пьесы. Ждем ничьи.