Это далеко не шедевр, не та книга, которую должен прочитать каждый.
Моя десятка, поставленная автору «Чёрных досок» - это всего лишь МОЯ десятка. Это тот случай, когда находишь СВОЕГО писателя, СВОЮ книгу.
Во-первых, Солоухина на Владимирской земле считают своим писателем, хотя он много лет жил в Москве. Поэтому его очерки, записки-путешествия по Владимирским местам с такими знакомыми названиями, где я много раз бывала (Петраково, Олепино, Кишлеево, Ставрово…) кажутся близкими и дорогими.
Во-вторых, мне очень знакомы и интересны увлечения Солоухина: коллекционирование и живопись. В «Чёрных досках» автор (ну очень душевно) рассказывает о своей страсти - собирательство и изучение древнерусской живописи.
В-третьих, я очень люблю книги, в которых есть определённая степень познавательности.
В «Чёрных досках», например, целая глава посвящена истории русской иконы, сюжетам, объяснению многих терминов, связанных с иконописью, строению иконостаса в православных храмах и пр. Написана она простым, живым образным языком и при этом может вполне стать маленьким учебным пособием для тех, кто хочет быть в теме.
В-четвёртых, мне очень нравится манера автора отстаивать свою точку зрения, убеждать, причём как при помощи логики, так и образных сравнений, примеров из художественной литературы, живописи. Поражает удивительные знания Солоухина того, о чём он пишет и на что ссылается, хотя сам он напоминает читателям, что в вопросах живописи он не профессионал, а обычный любитель.
В-пятых. Интересный момент. По ходу чтения книги у меня периодически возникали вопросы. Ну, например: а почему это было именно так? …А не является ли это противоречием тому, что он только что писал? А не слишком ли это упрощено?
И чудо! На эти вопросы я получала ответы уже на следующей странице. То есть, нельзя сказать, что я «читала» Солоухина. Точнее будет сказать: я «беседовала» с ним.
Не смотря на всё перечисленное, я допускаю, что многим книга покажется скучной, непонятной, занудной. Но те, кто был серьёзно увлечён коллекционированием чего-либо, наверняка найдут в книге много «своего».
Книга, писалась в то время, когда мы не дорожили нашей культурой, наплевательски относились к тому, что создавали наши предки. Когда ломали храмы, перестраивали их под конюшни, а древними иконами забивали оконные проёмы.
К счастью, те времена прошли. По крайней мере, я очень на это надеюсь.
Это уже история. И её надо помнить. И извлечь уроки.