Получил письмо с просьбой прокомментировать видео Сергея Любарского с громким названием «
Почему тест на IQ запрещен в Америке». Краткое содержание:
- все разговоры про тесты IQ под запретом - это неполиткорректно
- ученые разработали замечательный тест, очень нужный для армии
- самый высокий IQ у ашкеназов, затем идут азиаты, потом белые, от них сильно отстают латиноамериканцы, афроамериканцы - где-то на дне
- тест на IQ подтверждает расовую теорию, все ученые запуганы - им запретили изучать IQ
- я не расист, но есть статистика
- а вот еще был «зефирный эксперимент» про силу воли…
А теперь, если позволите, мой комментарий:
1. На уровень интеллекта человека влияет огромное количество факторов: генетика, окружение, уровень образования, количество книг дома, питание, социальные связи, наличие или отсутствие репетиторов, физическая активность, традиции общества, благосостояние родителей, игры, в которые играет ребенок, педагогические способности родителей, атмосфера в семье… вплоть до количества йода в пище (см. пост про
зоб и Швейцарию). Да даже один талантливый учитель может изменить судьбу ребенка. И сводить все к меланину или эпикантусу - глупость космического масштаба.
2. Рас в чистом виде не существует. Просто потому, что различия внутри одной расы превосходят различия между расами. Посмотрите на огромное количество оттенков цвета кожи. Вы правда думаете, что если «скрестить» азиата с латиноамериканцем, то уровень интеллекта ребенка будет где-то посередине уровня двух рас? А при «осветлении» цвета кожи афроамериканца начнет расти его интеллект? Простите, Сергей, вы действительно так думаете?
3. Очень сомнительна сама концепция - сравнивать детей друг с другом. Сомнительная не из-за «политкорректности», а потому, что нельзя сравнивать несравнимое. Один ребенок от другого может отличаться на порядок по множеству параметров - от усидчивости до воображения. Нельзя сравнивать уровень английского у ребенка, который постоянно занимается с репетиторами и каждый год с родителями ездит на лето в Лондон с уровнем английского его соседа по парте, ни разу не бывавшего за границей. Единственный надежный критерий - сравнивать ребенка вчерашнего с ребенком сегодняшним. И наблюдать за скоростью развития.
4. Все эти разговоры «ученые скрывают от нас правду» и «существует заговор молчания» не стоят выеденного яйца. Нужно вообще не понимать мышления ученого и устройства науки. Вся наука держится на постоянном пересмотре вчерашних представлений о мире. Заткнуть рот сотням тысяч ученых невозможно.
5. Тесты IQ не меряют уровень интеллекта - они могут измерять только умение проходить тесты IQ. Более того, любого ребенка можно просто банально натаскать на прохождение этих тестов и увеличить количество набранных баллов раза в полтора. Но из этого вовсе не следует, что при этом ребенок поумнеет в полтора раза.
6. Результаты доброй половины всех легендарных исследований, о которых вы читали, не удалось подтвердить. И с «зефирным экспериментом» была похожая история - ученые не сделали поправку на уровень благосостояния родителей детей, участвовавших в эксперименте. В результате оказалось, что дети богатых родителей гораздо легче проходили испытание маршмеллоу (у них этих сладостей завались), чем дети бедных родителей (для которых маршмеллоу была ценностью). И то, что дети богатых родителей потом достигали больших успехов в жизни, уже не кажется таким странным.
p.s.
Единственное, с чем я согласен с Любарским - с необходимостью учитывать уровень солдат в армии. Вспомните историю. В 1960-х годах по инициативе министра обороны США Роберта Макнамары в связи с нехваткой личного состава, а также из-за больших потерь армии США в ходе вьетнамской войны был запущен «Проект 100 000» - набор в армию большого количества плохо образованных рекрутов из беднейших слоев населения. Эти солдаты получили прозвище «дeбилы Макнамары» (McNamara’s Morons). 60% - выросли в семье с единственным родителем, 80% - бросили учёбу в школе, 40% - имели способность к чтению ниже уровня шестого класса средней школы (а 15% - ниже четвёртого класса). Но и здесь уровень интеллекта определялся, прежде всего, социальными причинами.
Результативность «Проекта 100 000» была признана катастрофической, а массовое заполнение воинских рядов «дeбилами Макнамары» разрушительным образом сказывалось на дисциплине, морально-психологическом состоянии и стандартах обучения как всех остальных новобранцев, так и более опытного персонал.