Телеграм-канал «Юра, прости» пишет о новом триумфе российской космонавтики:
Маск посрамлён! Роскосмос - вперёд! Страна ревёт! Ангара рвёт небо в клочья!
Дело было так: 3 августа 1992 года на основании решения научно-технического совета Военно-космических сил, был объявлен конкурс на проектирование и создание первой российской ракеты тяжёлого класса, в котором победил проект «Ангара».
Казалось бы - чего проще? Склепать ракету и поставить туда советский двигатель (РД-191 сделан из РД-170, по номенклатуре на 70% одинаковый, начало работ 1976)
Тем не менее, 32 года спустя, в 2024 году лётные испытания РН «Ангара» всё ещё продолжаются.
32 года. Много это или мало?
За 32 года:
- Китай с нуля создал больше 20 носителей, включая превосходящий «Ангару» «Великий Поход 5» на водороде
- За это время Маск успел создать свой бизнес с нуля, разработать многоразовый F9, превосходящий «Ангару», без советских двигателей, с нуля. Запустить на нём астронавтов. А также «Фэлкон Хэви», который превосходит «Ангару» раза этак в 4. А теперь вовсю испытывает Старшип, который с «Ангарой» сравнивать уже просто неприлично.
- США в целом создали новую отрасль промышленности - коммерческую космонавтику, где отношения между заказчиком и потребителем выстраиваются на основе конкуренции без участия NASA
- Франция создала «Ариан 5» в 2 раза превосходящий «Ангару» по грузоподъёмности.
- Индия разработала с нуля и запустила несколько носителей.
32 года.
Десять лет назад, в 2012 году, тогдашний глава Роскосмоса В. А. Поповкин оценил произведённые затраты на разработку «Ангары» в 160 млрд рублей (или 5.33 млрд $ по тогдашнему курсу). Каждый двигатель - 295млн ₽ ($10 млн, на «Ангаре А5» таких двигателей 5 ). Каждая «Ангара» - 7 млрд ₽. После этого данные о программе почему-то засекретили.
Почему разработка Ангары слегонца подзатянулась и спустя 32 года пускают макеты?
У проекта родовая болезнь - разработчики забыли изучить устойчивость упругих систем. При полёте «Ангары» чудовищные волны вибрации разрушают полезную нагрузку. Спутникам придётся делать дополнительную виброзащиту специально для Ангары.
32 года назад, если бы «Ангара» полетела - она бы уже тогда была ракетой вчерашнего дня.
Сегодня эта ракета даже не вчерашнего, а позавчерашнего дня, без водорода, без метана, без композитов, без многоразовости, без 3D печати, дорогая.
• «Ангара» из-за перетяжелённых двигателей принципиально не может быть сделана многоразовой.
• «Ангара» не может быть дешёвой, из-за тех же самых перенапряжённых двигателей
• «Ангара» имеет родовые проблемы с вибрацией.
• «Ангара» не может конкурировать на мировом рынке, но с учётом того, что страна отгородила себя от мирового рынка - это даже и хорошо.
На мой взгляд, такое устаревшее дорогое поделие с проблемами никакой стране не по карману.
Ну вот, что ты мелочишься, админ? Подумаешь, миллиардом больше - миллиардом меньше, пустяки. Россия - щедрая душа. Основной заказчик - минобороны РФ. Поэтому летать «Ангара» - будет. Мы за ценой не постоим.
Как говорил В. Глушко (1908-1989), создавший этот двигатель для Ангары: «Если есть ракетный двигатель, то к нему хоть забор привяжи - он полетит!